Рассмотрим возможный пример. Допустим, какому-то человеку свойственна реакция в виде резко выраженной отрицательной эмоции — обиды, переходящей в агрессию при почти любом замечании, даже доброжелательном, в его адрес со стороны других людей.
Возможно, причиной такой неадекватной реакции является давняя психоэмоциональная травма, либо память об уязвленном в детстве самолюбии, либо более серьезная причина — глубокая неуверенность в достижении своих целей. Причина могла быть давно забыта, а сама по себе стереотипная реакция обиды и агрессии может стать незамечаемой привычкой и приводить к многочисленным конфликтам, которые вызывают и плохое настроение, и избыточную трату нервно-психической энергии, и снижение эффективности практической деятельности.
Сознательно такой человек может интерпретировать свои конфликты с окружающими как результат несправедливого отношения к нему, рационально он может построить целую понятийную систему для объяснения этих конфликтов, например, что другие люди завидуют ему или вообще все люди злые и агрессивные и т. п.
Если такой человек подумает о возможности совершенствования своей психической сферы, сознательно поставит себе цель такого совершенствования и будет к ней реально стремиться, то он путем регистрации и анализа своего поведения может обратить внимание на то, что у него конфликты с окружающими возникают значительно чаще, чем у других людей. Он также может обратить внимание на то, что типичным в ситуации конфликта является его эмоциональная реакция на какое-то замечание или упрек в его адрес и избавление от такой реакции может существенно уменьшить число возникающих конфликтов.
Такой поворот в сознании данного человека является важным показателем того, что отрицательная привычка будет изжита.
Дальше должен последовать период сознательного преодоления устоявшегося стереотипа и выработка нового. Конечно, для этого потребуется соответствующее волевое усилие и внимание к возникающим в общении проблемам. Сознательное обращение внимания на факт замечания или упрека вначале может не остановить возникающую эмоцию. Однако сознательное усилие не следовать этой эмоции, прервать устоявшуюся цепочку мыслей, образов и поведения после многократного повторения приведет к успеху.
Через два-три месяца будет выработан новый стереотип — отсутствие автоматически вызываемой реакции обиды в ответ на замечание или упрек, спокойный, сознательный анализ ситуации и адекватное ситуации поведение. Неважно, какие первоначальные причины (эмоциональная травма, событие или черта характера) сформировали устоявшийся неадекватный стереотип.