Мозг — удивительное создание природы. Под оболочкой черепа и другими оболочками, защищающими мозг от внешних воздействий, находится полужидкая студенистая масса, состоящая из трех основных компонентов: серого вещества (нейронов), белого — отростков нейронов (проводников, соединяющих нейроны) и клеток глии— склеивающих клеток (в дословном переводе). Клетки глии окружают нейроны и проводники.
Нейронов в человеческом мозге больше 1010, клеток глии — примерно в 10 раз больше, чем нейронов. Все эти элементы переплетены густой сетью сосудов, снабжающих их кислородом и питательными веществами. Важными и хорошо изученными компонентами мозговой ткани являются синапсы — контакты между нейронами, которые осуществляют передачу сигналов. Через синапсы также передаются сигналы от рецепторов на промежуточные нейроны, от выходных нейронов (двигательных и других) на исполнительные органы — мышцы и железы внутренней секреции, выделяющие гормоны и другие вещества в ткани организма.
Аксоны промежуточных нейронов имеют многочисленные разветвления. Через окончания этих разветвлений (синапсы) один нейрон может передавать сигналы нескольким тысячам других нейронов. Синапсы отличаются большим разнообразием строения и служат для передачи важной части информации между нейронами. Информация может также передаваться другими путями, например непосредственными контактами между телами нейронов, а также биохимически через межтканевую жидкость, кровь и другими способами.
Нейронам отводится роль основных элементов, непосредственно обрабатывающих поступающую в них информацию и формирующих выходные команды. Главной функцией глиальных клеток в соответствии со сложившимися представлениями считается создание благоприятных условий для работы нейронов — обеспечение метаболизма (поступления в нейроны нужных веществ, синтеза новых веществ и вывода ненужных, отработанных), поддержание структурной организации нейронов.
Мозг является главным органом, обеспечивающим взаимодействие организма с внешней средой, а также согласование и координацию процессов во внутренней среде, необходимых для обеспечения жизнедеятельности и выполнения функций организма, конечные цели которых запрограммированы генетически. Развитие мозга в течение жизни, начиная от зародыша, и накопление в мозге информации позволяет учитывать условия, возникающие в процессе жизни как во внутренней, так и во внешней среде.
Источник: http://www.diploms-online.net