Влияние внушения на увеличение творческих возможностей человека можно более детально проанализировать с учетом рассмотренного анализа механизмов внушаемости и связанных с ними феноменов.
Если человек под влиянием внушения в гипнозе проявляет скрытые резервы своей психики, в том числе резервы, связанные с возможностями быстрого обучения, то возникает вопрос: что ему мешает проявить эти резервы в нормальном состоянии без внушения? Ответ на этот вопрос с позиций рассмотренной нами модели работы мозга очень прост.
Представим явно, какие связи в субсистемах А и Б могут определять достижение больших результатов за счет скрытых резервов психики и что мешает проявить скрытые резервы организма:
• включающиеся в афферентном синтезе при планировании будущих результатов связи между элементами глубоких уровней, в которых отражается возможность получения отрицательных эмоций. Сами эти эмоциональные компоненты, включающиеся в афферентный синтез, могут быть и неосознаваемы. В прошлом и, возможно, в далеком прошлом, подобные эмоции могли вызываться отрицательными оценками результатов, которые, например, в раннем детстве могли формировать представления о своих умениях или неумениях, а также и представлениями о том, что нужно трудное долгое освоение каких-то умений, чтобы что-то делать наравне с другими или лучше других;
• многократно закрепленные стереотипные пути достижения результатов, которые предписывают долгое и нудное усвоение новых знаний. Эти пути установились во время учебы в школе, в высших учебных заведениях, когда учеба совершалась медленно, с отвлечениями внимания, в условиях, вызывающих скуку или отторжение;
• неуверенность в своих силах, которая является суммарным отражением невозможности или неправдоподобия получения нужного результата. Представление об этом неправдоподобии, возможно, неосознаваемое, возникает вследствие непроходимости путей от элементов, отражающих существующие условия (пусковую и обстановочную афферентацию) до элементов, представляющих необходимый результат;
• отсутствие вследствие рассмотренных и других причин большого акцептора результата действия, реализованного на глубоком уровне, в котором представлен возможный результат творческого акта. Такой большой акцептор результата, как глубокая установка личности человека, равносилен уверенности в неограниченных возможностях человеческой психики.