Рассмотрим один из видов деятельности преподавателя. Готовясь к лекции, преподаватель намечает в качестве главного результата, который он должен получить, передачу студентам определенной совокупности знаний. Это определяет большой системоквант деятельности и его большой результат. Формируя содержание этого системокванта, преподаватель учитывает наличную входную афферентацию, которая в данном случае входит в начальные условия.
В начальные условия также включаются: возможное состояние предварительных знаний студентов о читаемом предмете, имеющиеся у преподавателя знания и пособия, время, отведенное на чтение лекции и распределение читаемого материала по степени важности, возможности передать его за ограниченное время и другие условия.
В афферентном синтезе, учитывающем все эти условия, в той или иной степени осознавая их, преподаватель формирует содержание системокванта деятельности — программу читаемой лекции, включающей в качестве последовательных этапов прочтение отдельных выделенных по содержанию или по другим признакам частей лекции.
Каждая такая часть становится этапным системоквантом. Результатом этапного системокванта должно быть усвоение студентами частичного знания, необходимого для передачи им материала следующего этапа (системокванта) лекции.
Опытный преподаватель намечает использование возможных средств оценки обратной связи от получаемых частичных результатов последовательных этапов. Такая оценка — сравнение намеченных результатов с получаемыми — необходима, так как часто препятствием к пониманию студентами последующего материала является недопонимание предыдущего.
Примеры получения такой обратной связи: ответы студентов на хотя бы краткие вопросы, или вопросы, задаваемые студентами по ходу лекции, реакции студентов на прочитанный материал, выражающиеся в позе, мимике, выражении глаз и др.
Обратная связь от результатов отдельных системоквантов лекции или занятия является важной составляющей успешности работы преподавателя. Часто включение в лекцию или занятие такой обратной связи определяется опытностью преподавателя, осознанием ее важности. Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!
|