Творческий интеллект играет важную роль в создании условий полноценной жизни, в профессиональной деятельности, особенно такой насыщенной интеллектуальными задачами и проблемами, как деятельность преподавателя.
Согласившись с этими положениями, человек, тем не менее, может столкнуться с большими препятствиями в практическом использовании своих творческих возможностей и в научно-педагогической деятельности, и в жизни.
Одно из препятствий — психологические и эмоциональные установки, сформированные у человека условиями жизни, воспитанием, привычными формами мышления и поведения, присущими социальной среде, в которой он живет.
Установки, согласно изучавшему их психологу Д.Н. Узнадзе, часто непосредственно не осознаются. Результат их воздействия на выбор поведения, на настроение, эмоциональные реакции также может быть хотя и значимым для человека, но не доступным осознанному контролю. Согласно изложенной модели работы мозга, установка может определяться хорошо проложенными путями (характеризующимися большими проводимостями) распространения мотивационного возбуждения на глубоких уровнях субсистемы А. На возможность ставить и решать творческие задачи непосредственно влияют часто реализующиеся в виде глубоких установок такие факторы, как:
- уверенность человека в успехе предпринимаемой деятельности;
- преобладающее эмоциональное состояние, эмоциональный фон, сопровождающий жизнь человека;
- восприятие времени как фактора, определяющего возможность выбора тех или иных жизненных путей, задач, событий и свершений.
Особое внимание к своему стилю жизни может помочь осознать индивидуальные особенности своих глубоких установок и изменить их в случае неоптимальности.