Большую роль в качестве тормоза творческого интеллекта могут играть отрицательные эмоции, которые некоторым людям необходимо преодолеть или устранить, чтобы свободно творить и получать удовлетворение от творческого труда.
К такому типу эмоций относится, например, эмоция страха перед новизной, неопределенностью нового результата, отсутствием явного пути к его получению, отрицательная эмоция, связанная с общей неуверенностью в успехе предпринимаемого начинания.
Для преодоления таких отрицательных установок необходимо осознать, что это преодоление возможно, но требует часто достаточно продолжительной тренировки. Основа такой тренировки — выбор адекватной трудности решаемых новых сложных задач. Адекватная трудность выбираемых задач подразумевает возможность их решения с помощью имеющихся доступных средств, времени и усилий.
Прямой путь к развитию творческого интеллекта заключается в том, чтобы не останавливаясь на достигнутых успехах, приступать к решению новых сложных задач. Почти у каждого человека их наберется в любой момент времени не меньше дюжины, особенно если учесть задачи, стоящие перед ним в жизни. Вместо того чтобы откладывать их решение или вообще оставлять их, полагаясь на какой-то стихийный вариант их решения, нужно подумать, нельзя ли их решить новыми творческими методами. Методы и способы решения новых творческих задач подскажут описанные в книге механизмы творческого интеллекта и способы их реализации, конкретно представленные с помощью модели работы мозга.
Каждая решенная новая задача внесет существенный вклад в приобретение уверенности в возможности решения задач, усилит и укрепит мотивацию, интерес, увеличит возможности творческого интеллекта. Большую помощь в подготовке интуитивного решения новой сложной задачи может оказать всесторонний анализ ситуации, которая обусловливает саму ее постановку и условия ее решения. Сбор необходимой информации о возможных способах ее решения может потребовать учета объемов этой информации, существенно превышающей ограниченный объем памяти, одновременно учитываемой в субсистеме Б.
Поэтому важный прием в решении новых сложных задач заключается в письменном изложении соображений по поводу возможностей ее решения. Такой письменный анализ полезно производить неоднократно, в разное время, в разном настроении и различных условиях. Удивительно, какие разные мысли могут всплывать по поводу одних и тех же обстоятельств, если анализировать их письменно в разные моменты времени. Это помогает освободить аппарат мышления, субсистему Б от изложенных на бумаге мыслей и перейти к новым аспектам рассматриваемых проблем. Когда исчерпаны все осознаваемые способы и приемы решения задачи, вступает в дело интуиция, «посещение» которой может произойти без особого приглашения и часто бывает неожиданным.