Проблема адаптации личности к условиям природной, социальной, социально-экономической, профессиональной среды раскрывается в трудах многих педагогов, философов, психологов, биологов, медиков, социологов. Огромный интерес, проявляемый исследователями различных областей наук к проблеме адаптации, приводит к многообразию понятий и подходов к ее изучению.
Адаптация (от лат. adaptatio — «приспособление») понимается как приспособление организма к изменяющимся условиям внешней среды.
Адаптация может рассматриваться с точки зрения явления, состояния, процесса, свойства, динамического образования и результата.
1. Адаптация как физиологическое явление — изменение в реактивности или чувствительности сенсорного рецептора или органа чувств, которое носит временный характер. В самом общем виде адаптация представляет собой процесс приспособления строения и функций организма, особей, популяций, видов и их органов к условиям среды. В функциональном отношении смысл или цель такого процесса зависит от перспектив улучшения способности выживания групп или индивидов, или от способа достижения значимых целей.
2. Адаптация как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды — с другой, полностью удовлетворены.
3. Адаптация как процесс (адаптирование) принимает форму изменения среды и изменений в организме путем применения действий (реакций, ответов), соответствующих данной ситуации. Это процесс физических, социально-экономических или организационных изменений в специфически групповом поведении, социальных отношениях или культуре. Суть процесса приспособления к изменяющимся условиям среды состоит в достижении одновременного равновесия между средой и организмом. Она рассматривается как процесс, в ходе которого устанавливается или поддерживается приспособленность системы, т.е. поддержание основных ее параметров при изменении условий внешней и внутренней среды. Адаптирование начинается с фиксации различий между наличным уровнем адаптированности организма и психики и необходимым ее уровнем в данных конкретных условиях жизнедеятельности, в условиях конкретного воздействия тех или иных факторов окружающего мира. Затем развертывается совокупность процессов, ведущих к достижению нового — необходимого именно в данный момент — уровня адаптированности.
4. Адаптация как свойство любой живой саморегулируемой системы, обеспечивающее ее устойчивость к условиям внешней среды, что, в свою очередь, предполагает наличие определенного уровня развития адаптационных способностей.
5. Адаптация как динамическое образование — непосредственный процесс приспособления к внешним условиям. «Приспособление не обязательно означает пассивную капитуляцию перед внешними обстоятельствами; люди часто приспосабливаются к среде, изменяя ее и создавая условия, в которых впоследствии они смогут более эффективно приспосабливать другие цели». В случае избыточной энергетизации эмоциональной сферы, когда степень эмоционального влияния (т.е. подкрепляющего возбуждения) на деятельность превышает величину потребностного побуждения и как бы его подменяет, может происходить дезорганизация деятельности. Эта дезорганизация происходит как некий «сбой» в функционировании психики, а совсем не потому, что эмоции будто бы являются помехой деятельности. Избыточное возбуждение эмоциональной сферы, как правило, происходит в ответственных ситуациях, сложность которых превосходит приспособительные возможности психики индивида. А эти приспособительные (адаптационные) возможности тем ниже, чем больше данный индивид «на себя берет».
6. Адаптация как результат этого процесса (адаптированность) — наличие приспособленности к некоторому фактору среды.
На эксклюзивные ковры цены в период новогодних праздников значительно снижены! Широкий ассортмент персидских, туркменских, индийских, непальских, тибетских и других ковров на artkover.ru.