На социально-психологическом уровне процесс социализации протекает сегодня в условиях гораздо большей, чем ранее, социальной вариативности: неопределенных социальных ситуаций, многообразия принципов организации социальных общностей, видов деятельности, социальных ролей и групповых норм.
Личностные проявления ситуации социальной нестабильности приводят к изменениям, связанным с нарушениями временной перспективы, повышенной тревожностью, актуализацией психологических защит, которые могут способствовать сохранению внутреннего комфорта человека даже при нарушении им социальных норм и запретов, поскольку, снижая действенность социального контроля, они создают почву для самооправдания. Избирательность отношения человека к группе и коллективу связана с опосредованием психологической защиты. Она является своеобразным фильтром, включающимся при существенном рассогласовании между собственной системой ценностей и оценкой своего поступка или поступков близких людей, отделяющих желательные воздействия от нежелательных, соответствующих убеждениям, потребностям и ценностям личности — от несоответствующих.
Эффективная адаптация личности возможна при удовлетворении минимальных требований и ожиданий общества. Адаптивность выражается принятием и эффективным ответом на те социальные ожидания, с которыми встречается каждый в соответствии со своим возрастом и полом (с возрастом все более сложными становятся ожидания, которые предъявляются к социализируемой личности), т.е. в этом случае можно говорить о конформности к тем требованиям и нормам, которые общество предъявляет к поведению личности; адаптивность означает гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желетательное для себя направление.
Можно сказать, что социально-психологическая адаптация имеет диаметрально противоположные разновидности:
а) нормальная адаптация — это процесс, который приводит личность к устойчивой адаптивности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений ее структуры и нарушений норм той социальной группы, в которой протекает ее активность;
б) девиантная адаптация (отклоняющаяся) — адаптация, обеспечивающая удовлетворение потребностей личности в данной группе или социальной среде, в то время как ожидания остальных участников не оправдываются таким поведением.
Среди признаков, характеризующих уровень дезадаптации личности, выделяются два:
1) психологические особенности психических познавательных процессов, мотиваиионной и эмоциональной сферы, приводящие к трудностям, связанным с учебно-познавательной деятельностью;
2) социально-психологические особенности, определяющие трудности построения межличностных отношений и содержательных форм взаимодействия подростка с окружающими людьми.
Преобразуйте дизайн гардеробной вместе с гардеробными системами Эльфа (http://www.elfa-room.ru/). Технологичные решения от профессионалов своего дела.