Профадаптация определяется как социально-экономический процесс приобщения подрастающего поколения к трудовой деятельности, в более узком смысле — как одна из узловых проблем использования трудовых ресурсов. В период вступления в профессиональную жизнь осуществляется передача новому поколению накопленного опыта производственных отношений.
Процесс профессиональной адаптации можно разбить на четыре периода:
а) подготовка к труду в общеобразовательной школе (старшей профильной школе);
б) выбор профессии; в) профессиональная подготовка и обучение;
г) начало трудовой деятельности.
Преобразования в обществе показали, что понимание трудового поведения является по сути поведением на рынке труда, которое заключается не только в профессиональных знаниях, умениях и навыках, но и в наличии адаптивных способностей. Я.Г. Гальперин и О.И. Жданов, раскрывая психологические аспекты профессиональной адаптации, вводят понятие «запас адаптивности» и справедливо считают, что он особенно важен при столь быстрых и значительных изменениях профессиональной среды, какие наблюдаются в последнее время.
Способность работника адекватно изменять свои функциональные параметры при сохранении оптимальности в различных условиях деятельности является наиболее характерным показателем профессионального здоровья, предпосылкой к обеспечению высокой профессиональной эффективности и профессионального долголетия. Авторы определяют профессиональную адаптацию как процесс выработки оптимальной стратегии профессиональной жизнедеятельности, которая складывается из приемов, включающих владение эффективными стилями адаптивного поведения, самоконтроля и управления состоянием, навыками общения и взаимодействия и др., которые в совокупности обеспечивают возможность реализации здоровьесберегающих технологий.
М.П. Будякина и А.А. Русалинова рассматривают профессиональную адаптацию как одну из двух сторон производственной адаптации (второй стороной является социально-психологическая адаптация). Профессиональная адаптация, по их мнению, — это приспособление новичка к характеру, режиму и условиям труда той или иной специальности. Она проявляется в определенном уровне овладения необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками, владении интернетом и компьютером, в формировании некоторых профессионально значимых качеств личности, необходимых для успешного владения специальностью, в развитии активно-положительного отношения к ней.
Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!
|