Адаптация обучающихся в образовательном учреждении является одной из неотъемлемых частей процесса адаптации личности в социуме. На это обращают внимание В.Ф. Романченко, З.Г. Клименко, В.И. Егоров. Особое внимание уделяется соотношению в образовательном процессе адаптации и дезадаптации во всем многообразии ее проявлений (психологических, педагогических, социологических, биологических). Понятие «социально-педагогическая адаптация подростков» есть педагогически организованный процесс восприятия учащимися опыта социальной жизни и познания ими многообразных социальных ролей, способствующий активному включению их существующую социальную среду. Для успешной реализации данного процесса необходимо определять и учитывать его особенности, зависящие от среды, где он будет осуществляться, и от специфических условий становления и развития личности обучающихся, на которых он будет направлен.
Н.Д. Левитов отмечал, чтобы сформировать у ученика новую черту личности, необходимо создать ситуацию, при которой ученик пережил бы соответствующее данной черте психическое состояние, а затем это состояние закрепить. В.А. Крутецкий подчеркивал, что началом свойств характера является система навыков, переходящих в привычную форму поведения. В этой связи следует говорить о сформированности социальных (ключевых, базовых) и готовности к формированию профессиональных компетенций.
Усвоение человеком необходимых социальных и профессиональных норм, включение их в систему внутренних регуляторов личности наиболее эффективно протекают в ходе общения, взаимодействия людей в нормативной ситуации (в нашем случае - в образовательном процессе) и выработки коллективных решений в ходе совместной групповой деятельности. В этих случаях нормы непосредственно интегрированы в условия деятельности и определяют успешность достижения групповых и общественных целей.
Для того чтобы личность овладела системами социальных и профессиональных норм и требований, которые действуют в обществе, социальных и профессиональныхых груп необходимо непосредственное, активное включение человека в сложные процессы социальных и профессиональных взаимодействий, в коллективную деятельность в различных сферах общественных и трудовых отношений, необходима разнообразная практика, участие в достижении и реализации социально значимых общественных и профессиональных целей и идеалов. По мнению Л.И. Божович, данная ситуация разрешима организацией всесторонней педагогической поддержки и помощи личности, нуждающейся в продолжении и закреплении достигнутых изменений в структуре и содержании личности.
Таким образом, основная тенденция педагогической работы с подростками и юношами — всемерное содействие в профессиональном самоопределении и социально-профессиональной адаптации, создание условий для самостоятельного решения социальных и профессиональных проблем, пробуждения собственной активности и ответственности посредством формирования социальных (ключевых) и профессиональных компетенций, социально значимых и профессионально важных качеств. Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!
|