Для рассмотрения возможности оказания содействия обучающимся подросткового и юношеского возрастов в образовательном учреждении необходимо выявить особенности и сложности профессионального самоопределения молодежи на современном этапе и определить возрастные задачи. Первичное профессиональное самоопределение, включающее принятие решения о характере и форме дальнейшего образования, стоит перед учащимися неполной средней школы. По мнению И.В. Дубровиной, после девятого класса в профессиональные училища, техникумы или на профессиональную подготовку на производстве уходят, как правило, учащиеся со сниженной успеваемостью и самооценкой, имеющие ряд социальных и психологических проблем. Они недостаточно ориентированы на вопросы построения жизненных перспектив и опираются на мнение родителей, друзей и в меньшей степени на собственные интересы и потребности, которые связаны с обретением самостоятельности и независимости. Можно сказать, что у этих молодых людей доминирует прагматический тип развития.
Переход в другое образовательное учреждение или в старшую школу связан с проблемой адаптации к новому коллективу, содержанию и режиму обучения. При потере привычного статуса в группе сверстников возникают значительные сдвиги в области отношения к себе, происходит как бы разрыв преемственности в становлении идентичности, в сфере основных переживаний человека, связанный с осознанием самого себя.
Часто это ведет к развитию разного рода защитных механизмов, которые позволяют человеку сохранять привычную самооценку засчет искажения субъективного восприятия действительности и самого себя, что внешне выражается в неадекватном поведении, в снижении конструктивности поведения, в возникновении аффективных реакций, а также чувстве подавленности, депрессии и прочих разных проявлениях.
При нарушении процессов адаптации в данной социальной (групповой) среде личность оказывается в состоянии дезадаптированности. Возникает явление «социально-психологической дезадаптации», которое требует пристального педагогического внимания, адекватных и своевременных мероприятий, чаще всего носящих индивидуальный характер.
Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!
|