<a href="index.php?dn=article">Статьи</a> » <a href="index.php?dn=article&to=cat&id=11" title="Профадаптация">Профадаптация</a> » Профессиональное самоопределение учащихся и студентов
Литературный городок
29.12.10 Статьи » Профадаптация » Профессиональное самоопределение учащихся и студентов

Для рассмотрения возможности оказания содействия обуча­ющимся подросткового и юношеского возрастов в образователь­ном учреждении необходимо выявить особенности и сложности профессионального самоопределения молодежи на современном этапе и определить возрастные задачи.

Первичное профессиональное самоопределение, включаю­щее принятие решения о характере и форме дальнейшего образования, стоит перед учащимися неполной средней школы. По мнению И.В. Дубровиной, после девятого класса в профес­сиональные училища, техникумы или на профессиональную подготовку на производстве уходят, как правило, учащиеся со сниженной успеваемостью и самооценкой, имеющие ряд соци­альных и психологических проблем. Они недостаточно ориенти­рованы на вопросы построения жизненных перспектив и опи­раются на мнение родителей, друзей и в меньшей степени на собственные интересы и потребности, которые связаны с обрете­нием самостоятельности и независимости. Можно сказать, что у этих молодых людей доминирует прагматический тип развития.

Переход в другое образовательное учреждение или в старшую школу связан с проблемой адаптации к новому коллективу, содержанию и режиму обучения. При потере привычного статуса в группе сверстников возникают значительные сдвиги в области отношения к себе, происходит как бы разрыв преемственности в становлении идентичности, в сфере основных переживаний человека, связанный с осознанием самого себя.

Часто это ведет к развитию разного рода защитных механизмов, которые позволяют человеку сохранять привычную самооценку засчет искажения субъективного восприятия действительности и самого себя, что внешне выражается в неадекватном поведении, в снижении конструктивности поведения, в возникновении аффективных реакций, а также чувстве подавленности, депрессии и прочих разных проявлениях.

При нарушении процессов адаптации в данной социальной (групповой) среде личность оказывается в состоянии дезадаптированности. Возникает явление «социально-психологической дезадаптации», которое требует пристального педагогического внимания, адекватных и своевременных мероприятий, чаще всего носящих индивидуальный характер.

 


Все права сохранены  ©  Образовательный портал

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!