Социально-психологическая дезадаптированность личности выражается в неспособности реализовать собственные потребности и притязания. С другой стороны, личность не в состоянии идти навстречу тем требованиям и ожиданиям, которые предъявляют к ней социальная среда и собственная социальная, ведущая профессиональная или иная роль, мотивированная извне и изнутри деятельность.
Как указывает Л.Н. Голуб, одним из признаков дезадаптированности человека является переживание длительных внутренних и внешних конфликтов без нахождения психических механизмов и форм поведения, необходимых для их разрешения. Процесс адаптации как система действий, имеющих адаптивную мотивацию и постепенно развертывающихся во времени и пространстве, может привести к ликвидации временной дезадаптированности и созданию состояния адаптированности личности. Структура и динамика процесса адаптивного поведения обусловлены не только уровнем развития личности, но и характером проблемной ситуации, т.е. тем, какие требования она предъявляет к личности, в какой мере делает ее неадаптированной. В различных проблемных ситуациях уровень временной дезадаптированности различен.
Общепринятое положение о том, что обращенность в будущее является главной чертой старшеклассника, что жизненные планы, перспективы составляют «аффективный центр» жизни юноши, не означает, что это возрастное новообразование вызревает само собой, повинуясь неким возрастным законам развития. Напротив, при определении своих жизненных целей и перспектив они испытывают огромные субъективные трудности. Так, Э. Эриксон, подробно анализируя общие закономерности и различные варианты развития в этом возрасте, приходит к выводу о том, что типичной для ранней юности психопатологией является именно расстройство временной перспективы, тесно связанной с кризисом идентичности. «Внутренняя позиция» рассматривается Л.Н. Божович на основе предшествующего опыта, возможностей, ранее возникших потребностей и стремлений, которые соотносятся с объективным положением, какое человек занимает в настоящее время и какое положение он хочет занимать. Именно эта внутренняя позиция обусловливает определенную структуру отношения к действительности, к окружающим и к самому себе.
Как отмечает Л.М. Фридман, устремленность в будущее только тогда оказывает благотворное влияние на формирование личности растущего человека, когда у него есть чувство удовлетворенности настоящим.