X. Ремшмидт выделяет следующие отклонения от хода конструктивного развития в период ранней юности:
- диффузия идентичности: кратковременная или длительная неспособность человека сформировать идентичность, когда юноша или девушка не может выработать свои ценности, цели и идеалы;
- диффузия времени: нарушение чувства времени, проявляющееся либо в ощущении цейтнота, либо человек чувствует себя одновременно и очень молодым, и старым, как мир;
- нарушение естественной работоспособности (молодые люди либо не способны сосредоточиться на необходимых их возрасту задачах, либо чрезмерно поглощены бесполезными для дальнейшего развития вещами в ущерб всем остальным занятиям);
- отрицательная идентичность: отрицание всех свойств и ролей, которые в норме способствуют формированию идентичности (семейные роли и привычки, профессиональные и полоролевые стереотипы, национальность и т.д.).
Вышеописанные отклонения по большей части оказываются вполне нормальными вариациями в рамках процесса взросления, но в крайних случаях могут быть чреваты выраженными формами асоциального поведения.
А.Н.Леонтьев говорил о двух рождениях личности: первый раз — в дошкольном возрасте, когда выстраивается первая иерархия мотивов и появляется способность от чего-то отказываться; второй раз — в подростковом возрасте, когда молодой человек по-новому осознает свои мотивы и начинает руководить собственным поведением.
В подростковом возрасте, который и сам по себе является непростым периодом в жизни учащегося, все эти явления достигают кризисной остроты (И.В.Дубровина, Д.И. Фельдштейн). Н.С. Пряжников и Е.Ю. Пряжникова считают, «что к этому можно было добавить и третье рождение личности, связанное с гражданской зрелостью и согласованием своих мотивов с общественными».