В исследованиях Д.И. Фельдштейна была развернута концепция двух основных типов реально существующей позиции ребенка по отношению к обществу, условно названных им «Я в обществе» и «Я и общество». Первая из них особо активно развертывается в период раннего детства, младшего и старшего школьного возрастов, когда актуализируются предметно-практические стороны деятельности. Позиция «Я и общество» наиболее активно формируется в дошкольном и подростковом возрастах, когда особенно интенсивно усваиваются нормы человеческих отношений. В этот период личность оказывается особенно восприимчивой к влиянию социальной среды, поскольку субъективно стремится утвердить свое «Я» в системе общественных отношений.
Важнейшим положением, выдвинутым и обоснованным в работах Д.И. Фельдштейна, стало утверждение, что «...подростком решается не просто задача занятия определенного «места» в обществе, но и проблема взаимоотношений в обществе, определения себя в обществе и через общество, т.е. решается задача личностного самоопределения, принятия активной позиции относительно социокультурных ценностей и тем самым определения смысла своего существования». Поэтому очевидно, что подростковый возраст наиболее сенситивен к усвоению социально значимых ценностей, формированию социальных компетенций, поскольку обеспечивает трансформацию самоопределения на уровне «что есть я?» в самоопределение себя в обществе, на уровне осознания социально ориентированных мотивов.
И.С. Кон указывал, что стремление к самостоятельности у подростков приходит в противоречие с реальной зависимостью, с дефицитом тех видов деятельности, в которых можно доказать окружающим свое право быть принятым в новом качестве. В.А. Иванников обращает внимание на то, что подростковый возраст часто называют периодом диспропорций в развитии. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим недостаткам, обостряется реакция на мнение окружающих, что может стать причиной снижения самооценки и самоуважения.
Главным и практически единственным эффективным средством воздействия на личность подростка, согласно позиции Д.И. Фельдштейна, является специально задаваемая и социально одобряемая групповая деятельность. Эта «общественно полезная» деятельность является, по существу, педагогически организованным эквивалентом ведущей деятельности подросткового этапа развития, определенной нами как «социально актуальная».
Если вам требуется недорогая порошковая покраска, обращайтесь к специалистам на сайт www.metallprof.com. Также здесь предлагаются услуги производства лицевых панелей и корпусов. Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!
|