Г.К. Туляганова обнаружила выраженную тенденцию трудных подростков к концентрации интересов в немногих областях знания и недостаточную глубину этих интересов, носящих в основном прикладной поверхностный характер. Общение, на которое бедность интересов накладывает свой отпечаток, в значительной мере функционально, его цель — развлечь, утолить жажду признания, убить время. Это, в значительной степени, одиночество в группе, поскольку другой человек в этом общении выступает как средство, а не как цель. В подростковом возрасте наблюдается активное формирование самосознания растущего человека, выступающего в социальной позиции общественно ответственного субъекта. В юности тает развитие абстрактного и логического мышления, рефлексии, собственного жизненного пути, стремление к самореализации, что обостряет потребность занять позицию какой-либо социальной группы, определенные гражданские позиции.
Скодным образом оценивает этот период развития Л.И. Божович. считая, что самоопределение основывается на устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта: тем, что оно предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств; опирается на формируюшееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии. Социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько ориентировку и определение своего места во взрослом мире. Наряду с дифференциацией умственных способностей и интересов, без которых затруднителен выбор профессии, это требует развития интегративных механизмов самосознания, выработки мировоззрения и жизненной позиции. Самоопределение этого периода является предварительным, «предвосхищающим», оно будет завершено, по мнению И.С. Кона, в периоде поздней юности или начала взрослости (от 18-ти до 23—25-ти лет).
В исследованиях по проблеме самоопределения были выделены признаки данного процесса:
- установление человеком своих собственных особенностей, черт, качеств, возможностей, способностей;
- выбор критериев, норм оценивания себя на основе системы идеалов, ценностей: что надо для социума, чего от меня ждут, что из этих требований социума я принимаю для себя;
- определение своих наличных, уже имеющихся к сегодняшнему дню качеств, соответствующих требуемым нормам, принятие или непринятие себя;
- предвосхищение своих завтрашних потенциальных качеств;
- построение своих целей, задач, планов для развития у себя необходимых качеств, для принятия себя;
- пересмотр применяемых им критериев и оценок, ибо изменяются ценности, менталитеты в самом обществе, и сам человек выбирает разные из них на различных этапах своего развития;
- пересамоопределение — человек заново принимает или не принимает себя.
Создание сайта от лидеров рынка - компании PerfectSEO. Узнайте, почему стоит заказать дизайн и разработку веб-портала именно здесь на сайте perfectseo.ru. Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!
|