Формально все учащиеся и студенты учреждений профессионального образования сделали первый профессиональный выбор, что же касается уровня сознательности этого шага, то здесь различия весьма существенные. Так, одни после школы поступают в профессиональные училища, колледжи, техникумы, вузы, чтобы получить конкретную профессию, специальность, для других это вынужденный шаг — надо было где-то учиться, уйти от иных ситуаций.
Выбор профессии (профессиональное самоопределение) представляет собой часть социального самоопределения личности, предполагающего не просто оценку своего соответствия требованиям профессии, но и определение направления работы по самовоспитанию и самосовершенствованию, развитию у себя качеств специалиста и гражданина, принимающего ответственность за порученное дело.
Можно отметить, что процесс профессионального самоопределения предполагает взаимодействие двух систем: личности как сложнейшей саморегулирующейся системы и общественной (в том числе педагогической) ориентации учащихся в решении вопроса сознательного выбора профессии, которая включает в себя целенаправленное влияние образовательных учреждений на мотивы выбора профессии, образовательного учреждения, адаптации к новым условиям обучения и профессиональной деятельности.
На первый план выступают проблемы профессионального самоопределения: выбор будущей профессии и построение дальнейших образовательных планов. Основным направлением психолого-педагогической работы с учащимися 9-х классов является помощь юношам и девушкам в определении их жизненных планов, в прояснении временной перспективы будущего, в профессиональном и личностном самоопределении.
А.В. Карпов, В.Д. Шадриков определяют выбор профессии как сложный комплекс типов и видов принятия решений, среди которых главными являются процессы принятия решения на мотивационном личностном уровне.
Л.С. Выготский считал, что выбор профессии — это, наряду с выбором профессионального вида деятельности, определением своего жизненного пути, своего призвания, есть способ включения в жизнь социальной среды. Он может быть правильным только при высокой степени развития личности, уровня ее зрелости, высокой социальной ответственности. В выборе своей профессии находят свое выражение моральные и нравственные мотивы, способности, интересы и склонности, самооценка и уровень притязаний учащегося, его эмоциональные установки, развитие волевых качеств, а также всей системы ценностных ориентацией.