Помимо факторов и составляющих профессионального самоопределения, необходимо остановиться на стадиях и этапах адаптационной составляющей данного процесса с точки зрения периодизации развития человека как субъекта труда. Е.А. Климов включает три значимые для нашего исследования стадии: «оптации», «адепта» и «адаптанта». Стадия «оптации» (от лат. optatio — «желание», «выбор») происходит от 11-12-ти до 14-18-ти лет и заключается в подготовке к жизни, к труду, сознательному и ответственному планированию и выбору профессионального пути («оптация не столько указание на возраст», сколько на ситуацию выбора профессии). Стадия «адепта» представляет профессиональную подготовку, которую проходит большинство выпускников школ. Стадия «адаптанта», продолжающаяся от нескольких месяцев до 2—3-х лет,— вхождение в профессию после завершения профессионального обучения.
Д. Сьюпер рассматривает данные периоды несколько по-иному. Им выделяется этап роста, когда происходит развитие основных интересов и способностей. При этом представления о будущей профессии выстраиваются на основании сначала фантазии (4—10 лет), затем — осознания собственных интересов (11—12 лет), а позже — и на основании осознания своих способностей (13—14лет). А также этап исследования своих сил и устремлений, этап «разведки» — апробация своих сил в различных видах трудовой и учебной деятельности (от 14-ти до 25-ти лет). В переходный период (18—21 год) молодой человек продолжает активный поиск профессионального самоопределения, учреждения профессионального образования в условиях освоения способов самостоятельной жизни, включая и временные подработки. Завершается этот этап апробированием избранной профессии в процессе реальной трудовой деятельности, часто совмещаемым с учебой (20—24 года).
А. К. Маркова, представляя классификацию профессионализма, выделяет три уровня, первый из которых — допрофессионализм — как раз и соотносится с периодом первичного профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрастах. Первый этап второго уровня ориентирован на процесс социально-трудовой адаптации.
Из представленных классификаций видно, что подростковый и юношеский возрасты являются значимыми в процессе профессионального самоопределения. Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!
|