В.И. Павлютенков под профессиональной компетентностью понимает форму исполнения своей деятельности, обусловленной глубокими знаниями свойств преобразуемых предметов, свободным содержанием своего труда. Н.В. Матяш определяет компетентность как уровень профессионального мастерства, которого достигает человек на пути профессионального становления. Существующие на сегодняшний день в зарубежной литературе определения профессиональной компетентности как «углубленного знания», «состояния адекватного выполнения задачи», «способности к актуальному выполнению деятельности» и другие не всегда в полной мере могут конкретизировать содержание этого понятия.
Компетентность следует понимать не как просто некий внешний уровень знаний и умений специалиста, а как систему знаний, умений, навыков, способностей, обеспечивающих продуктивную реализацию деятельности, как сложную интегральную характеристику, имеющую наряду с внешними параметрами (качество полученного продукта деятельности специалиста), систему внутренних, психологических по смыслу параметров провес иональной деятельности. В разных науках и научных областях понятие «компетентность» трактуется по-разному. К примеру, в современной электронной навигации необходимо не только знать, что представляют из себя GPS навигаторы, но и как они устроены.
В теории управления профессиональную компетентность рассматривают через характерное качество подготовки специалиста, потенциал эффективности трудовой деятельности; техническую подготовленность работника к выполнению профессиональных функций, связанных со специализацией; управленческую функцию деятельности менеджера.
В психологии понятие «компетентность» связывают с достаточно широким кругом явлений, который определяется: высоким уровнем развития какого-либо навыка, способа решения задачи или целостной деятельности, что находит свое выражение в эффективности, скорости, точности их исполнения; с психологической системой обеспечения качества. Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!
|