Когда речь идет о компетентности, следует выделять ее содержательные компоненты и характеристики. Составляющими элементами понятия являются: знания — интеллектуальный контекст, в котором работает человек; навыки — владение средствами и методами выполнения определенной задачи: способности — врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу; стереотипы поведения — видимые формы действий, предпринимаемые для выполнения задачи (поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители; усилия (мобилизация) — сознательное приложение в определенном направлении духовных и физических ресурсов. Ряд авторов выделяют качественные характеристики компетентности:
1. Гностическая — отражает наличие необходимых профессиональных задач, их объем, уровень и является главной её характеристикой. Например, для того чтобы выиграть суд со страховой по осаго, необходимо быть достаточно компетентным, поэтому лучше доверять дело специалистам в этой области.
2. Регулятивная — позволяет использовать имеющиеся профессиональные знания для решения профессиональных задач. Включает в себя проектировочную и конструктивную составляющие, которые проявляются в умении прогнозировать и принимать эффективные решения.
3. Рефлексивно-статусная — дает право за счет признания авторитетности действовать определенным образом.
4. Нормативная — отражает круг полномочий, сферу профессионального поведения.
5. Коммуникативная — характеризует процесс общения или взаимодействия.
Для уточнения данного понятия необходимо отграничить его от близких понятий. В рамках компетентностного подхода возникает вопрос о множественности компетентностей, их компонентов, типов и видов.
Е.В. Бондарева выделяет следующие компоненты профессиональной компетентности специалиста: мотивационно-волевой, функциональный, коммуникативный и рефлексивный.
Профессиональная компетентность включает в себя:
- правовую (знание законодательства о труде и нормативных актов, распределительных документов службы занятости на всех ее уровнях, методических материалов по профессиональному консультированию);
- функциональную (система знаний о различных профессиях, требованиях, предъявляемых ими к субъекту труда, общей и специальной профессиональной подготовке, факторах профессионального развития, видах профессиональной деформации личности);
- социально-перцептивную (система знаний о типах личности, восприятии и понимании человека человеком);
- коммуникативную (система знания содержания различных форм межличностного общения, методов психологических воздействий, особенностей их применения). Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!
|