М.Ф. Стрельников выделяет четыре основных этапа профессиональной адаптации учащихся: предшествующий, ознакомительный, этап начала производственного обучения и контрольно-заключительный — предвыпускная производственная практика на штатных рабочих местах предприятия, организации. З.Х. Мадрахимова отдельно рассматривает этап начала адаптации выпускников на предприятии, проходящий под контролем педагогов образовательного учреждения.
В процессе адаптации можно выделить три фазы: напряжение, стабилизация, срыв. Педагогическая задача— не допустить срыва адаптации. Для этого создаются все необходимые условия обучения, производственной практики в образовательном учреждении и на предприятиях (внешние условия среды, учебные и производственные нагрузки, режим обучения, режим труда и отдыха, организация физического воспитания и професионально-прикладной физической подготовки).
Любая образовательная структура — сложная система, обладающая определенной пространственно-временной организацией, которая может иметь либо «открытый», диалогический характер, представляющий возможности для развития субъекта, либо «закрытый», монологический характер, препятствующий личностному росту. С позиции «средового» подхода в сферу анализа среды образовательных учреждений чаще всего входят три основных компонента: физическое окружение, человеческие факторы, программы обучения и стили преподавания.
Под образовательной средой понимается система влияний и условий формирования личности по заданному образцу (модели выпускника), а также возможности для ее развития, содержащиеся в социальном и пространственно-предметном окружении. Педагоги и психологи отмечают воспитывающее значение развивающей образовательной среды, организация которой заключается в построении, моделировании процессов обучения и воспитания таким образом, чтобы каждый ее субъект оказался в условиях развития, эмоционально положительного состояния, удовлетворения потребности в самореализации. Образовательная среда выступает основным гарантом личной успешности каждого в реализации поставленных перед ним задач, позитивной динамики физического, интеллектуального, эмоционального, нравственного развития.