Ю.Б. Гиппенрейтер выделяет следующие этапы развития самосознания личности:
1) формирование «физического "Я"» личности;
2) формирование «социального слоя личности»;
3) формирование «духовного центра личности», или ценностно-нравственное самоопределение.
Сознание (сознательные процессы) выполняет функции регуляции человеческой деятельности и в качестве ее регуляторов включено в процесс жизни и деятельности человека, его взаимодействия с миром. Оно формирует внутренний план деятельности и улучшает приспособленность человека к внешнему миру, определяет предварительную мысленную модель действий, предвидя их последствия; контроль и управление поведением человека; способности отдавать себе отчет в том, что происходит в нем самом и в окружающем его мире. Осознанная, целесообразная и произвольная регуляция поведения человека возможна благодаря тому, что у него формируется внутренняя модель внешнего мира.
Как отмечает И.В. Михайлов, активизация профессионального самоопределения достигается за счет активизации самосознания обучающихся. Однако, несмотря на существующую потребность в самопознании, самоанализе и личностном самоопределении, не всегда учитываются личностные особенности при выборе профессии. Причинами такой ситуации считается несформированность у выпускников школ понятий о чертах характера и индивидуальных особенностях человека.
Важным видится подход к профессиональной ориентации М.С. Савиной, которая рассматривает обучающегося как субъекта собственного профессионального самоопределения и актуализации самопознания, самооценивания и саморазвития как основы формирования его личностной мобильности, формирования у него адекватного «образа "Я"» в профессии.
Новинка сезона! Студенты могут купить микронаушник для сдачи экзаменов в интернет-магазине www.micro-stereo.ru. Бесплатная доставка в течение суток по Москве и Питеру, почтовые отправления по России и СНГ. Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!
|