14.02.11 Статьи » Профадаптация » Выводы на основе теоретического анализа социально-профессиональной адаптации обучающихся
- социальный аспект адаптации неотделим от самой личности адаптирующегося человека; в процессе адаптации происходят изменения как в личности, так и окружающей среде, внешние изменения создают основу для формирования стереотипов поведения и требуемых социальных качеств; - профессиональный аспект адаптации выступает в качестве одной из стадий процесса становления профессионала, который включает в себя выбор человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей; освоение правил и норм профессии; формирование и осознание себя как профессионала, обогащение опыта профессии за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии;
- адаптация характеризуется несколькими процессами: приспособлением к новым условиям среды (физиологический аспект), приспособлением к существующим в обществе требованиям, нормам и ценностям, развитием личности средствами профессиональной деятельности (психологический аспект), оптимизацией и регуляцией общения, вхождением человека в коллектив и принятую в нем систему отношений (социальный аспект), восприятием учащимися условий обучения в профессиональном образовательном учреждении, раскрытием потенциальных возможностей и ресурсов обучающихся для освоения учебного материала по предметам профессионального цикла, формированием свойств характера, профессиональных компетенций, ключевых навыков профессионального труда, характерных для работников данной профессии или специальности, норм поведения в трудовом коллективе (педагогический аспект);
- структура адаптации включает в себя два компонента: адаптивную ситуацию (изменение референтных отношений в образовательном процессе) и адаптивную потребность (желание и преобразовательные возможности обучающихся в связи с изменением условий обучения менять поведение и образ жизни, расширяя индивидуальные возможности и развивая профессиональные навыки). В зависимости от потребностей и мотивов учащихся основными типами адаптационного процесса являются: активный (преобладание активного воздействия на среду) и пассивный (конфортное принятие целей и ценностных ориентации группы;
- условием успешного протекания процесса профессиональной адаптации является наличие необходимого «уровня социализации индивида», т.е. соответствующих знаний, умений, навыков, сформированных обшепрофессиональных компетенций, позволяющих адаптироваться человеку к новой ситуации. Адаптационная работа в образовательном учреждении направлена на содействие как отдельным учащимся, которые имеют затруднения (дезадаптацию), так и всем обучающимся в процессе адаптации к условиям профессионального обучения и будущей трудовой деятельности;
- адаптированность учащихся достигается посредством включения их в различные формы и виды учебной, производственной, проектно-производственной и иной деятельности, формирования опыта трудовых отношений.
Желаете стать асом вождения в непростых современных городских реалиях? Приглашаем на курсы вождения в автошколе autodraiver.ru (московский телефон 504-47-20). Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!
|