Проектирование экспериментальной работы по психолого-педагогическому сопровождению процесса профессиональной адаптации учащихся и студентов учреждений профессионального образования включало три этапа:
I. Подготовительный этап (постановка целей и теоретическая разработка экспериментов, определение этапов статистического решения).
II. Этап практической работы включал в себя проведение:
- констатирующего эксперимента по профессиональной адаптации учащихся;
- формирующего эксперимента по реализации организационных и психолого-педагогических условий профессиональной адаптации учащихся в учреждениях профессионального образования разных уровней;
- лонгитюдного исследования учащихся экспериментальных групп;
- констатирующего эксперимента и реализации программ повышения профессиональной компетентности педагогических работников, проведение сравнительного эксперимента.
III. Заключительный этап:
- сбор и обработка полученных результатов;
- выводы, подтверждающие или опровергающие теоретические разработки эксперимента, гипотезу экспериментального исследования.
Теоретическая разработка:
- определение цели экспериментальной работы;
- выявление направлений экспериментальной деятельности;
- определение объема выборки;
- определение нулевой (экспериментальные и контрольные группы одинаковы) или альтернативной гипотез (группы имеют достоверные различия);
- выбор статистического метода в зависимости от типа решаемой психологической задачи (нахождение по таблице для выбранного статистического метода критических значений, соответствующих уровню значимости, построение оси значимости (0,5; 0,1; 0,01), формулировка принятия решения — выбор гипотез, вычисления по экспериментальным данным).