Теоретический анализ понятия «адаптации» и основных его характеристик положен в основу деятельности по психолого-педагогическому сопровождению профессиональной адаптации, учащихся учреждений профессионального образования разных уровней. На основе анализа различных подходов к построению образовательного пространства, направленного на психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся, нами выделены следующие параметры экспериментальной работы.
Задачи
Разработка содержания психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации обучающихся, определение этапов, форм и методов работы.
Организация
Организация непрерывной комплексной психолого-педагогической работы по профессиональной адаптации учащихся в учебном процессе и внеучебной деятельности учреждений профессионального образования, проводимой с использованием форм и методов адаптации.
Психолого-педагогические условия:
- усиление фасилитационной направленности адаптационной деятельности образовательных учреждений — содействие всем обучающимся (реализация групповых адаптационных программ) и отдельным учащимся, имеющим индивидуальный спектр адаптационных затруднений (индивидуальных программ);
- непрерывный мониторинг адаптационной динамики учащихся в образовательном процессе: выявление и учет дезадаптивных обучающихся, нуждающихся в специализированной индивидуальной помощи; привлечение к адаптационной работе специалистов различного профиля и социальных партнеров по оказанию помощи в профессиональной адаптации обучающихся;
- создание вариативных педагогически организованных видов деятельности для реализации активности учащихся в учебном и внеучебном процессах.
Планируемый результат
Готовность учащихся к вхождению в профессиональные (трудовые) отношения и производственную деятельность.
Требования к организации работы
Учет и опора на типологические (возрастные) и индивидуальные особенности обучающихся; работа в зоне ближайшего развития учащегося (студента), опора на достигнутый (актуальный) уровень развития; обеспечение условий для преодоления посильных трудностей, потребности в овладении профессиональными знаниями, умениями и навыками; создание предпосылок для формирования социально значимых и профессионально важных качеств учащихся; удовлетворение потребности в проявлении активности.
Критерии профессиональной адаптации
1. Уровень осознанности профессионального самоопределения
2. Уровень проявления активности в учебной и внеучебной деятельности
3. Уровень эмоционального удовлетворения учебной (трудовой) деятельностью и общением
4. Уровень волевого самоконтроля
5. Уровень ориентации на совместную деятельность
(На первом этапе социально-профессиональной адаптации выявлялись 1-й, 2-й и 5-й критерии, на втором и третьем этапах — все критерии)