Принятие всеми субъектами образовательной деятельности единых принципов взаимодействия, внутренней мотивации на решение задач профессионального развития и адаптации учащихся является базовой составляющей, которая предопределяет построение основ субъект-субъектных отношений в образовательном учреждении.
Ведущая роль принадлежит управленческой деятельности, которая предполагает достижение результата путем эффективного использования потенциала сотрудников образовательного учреждения с учетом их потребностей.
Организация деятельности включала в себя:
- развитие у сотрудников чувства ответственности и сопричастности за счет делегирования полномочий по вертикали и горизонтали;
- создание благоприятного психологического климата в ОУ;
- своевременную оценку труда преподавателей, поддержку новаций и др.
Цель управления отражалась в двух группах задач, первая из которых соответствует целевому, а вторая — инструментальному аспекту управления. При этом задачи определяют внутренние и внешние факторы управления.
Успешность адаптации учащихся во многом зависит от целенаправленной системы воспитательной работы и стиля педагогического управления, которые влияют на характер развития адаптационных возможностей, закрепляются и переносятся на отношения в производственном коллективе.
Профессионально-педагогическое общение есть система органичного психологического взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Подчеркивая значимость педагогического общения, А.А. Леонтьев отмечал, что оптимальное педагогическое общение создает наилучшие условия для развития мотивации обучающихся и творческого характера учебной деятельности, для формирования личности, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, препятствует возникновению психологических барьеров, обеспечивает управление социально-психологическими процессами в ученическом коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности педагога.
При решении адаптационных задач средствами общения создавались педагогические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание обучающихся: компенсировались психологические факторы, сдерживающие их развитие в процессе делового общения; создавались возможности для выявления и учета типологических и индивидуальных особенностей; осуществлялось развитие профессионально важных и социально значимых качеств.
Общение в педагогической работе выступает, во-первых, как средство решения учебных задач; во-вторых, как социально-психологическое обеспечение воспитательного (адаптационного) процесса; в-третьих, как способ организации деловых взаимоотношений в системе «педагог—учащийся».
В основе профессиональной подготовки обучающихся лежит решение преподавателями разных типов акмеологических задач, связанных с проблемами адаптации. К их числу можно отнести мотивационно-ценностные задачи (усиление профессиональной направленности подготовки на основе гуманистических ценностей) и пропедевтические, или фасилитационные (предупреждение возможных отклонений (дезадаптации) и возникновений проблем в общем и профессиональном развитии).