<a href="index.php?dn=article">Статьи</a> » <a href="index.php?dn=article&to=cat&id=11" title="Профадаптация">Профадаптация</a> » Психологическая компетентность педагогических работников
Литературный городок
03.03.11 Статьи » Профадаптация » Психологическая компетентность педагогических работников

Кафедрой практической психологии факультета повышения квалификации ИРПО (под руководством автора) разработана и апробирована программа курса «Психологическая компетентность педагогических работников», включающая следующие модули:

1. Структура профессиональной компетентности педагогов.

2. Типология педагогических затруднений и способы их преодоления.

3. Психологические особенности личности юношеского возраста.

4. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с особыми образовательными потребностями (учащиеся-сироты, инвалиды, мигранты).

5. Управление познавательной деятельностью учащихся.

6. Формы и методы формирования социально значимых и профессионально важных качеств, социальной и профессиональной адаптации учащихся.


Программа направлена на ценностно-мотивационную и операционно-исполнительную сферы личности педагогов. В первом случае — это изменения отношений, интересов, желаний, стремлений педагогов, побуждающих их к педагогическим действиям, а во втором — повышение знаний, умений, навыков, мастерства, определяющих способность к выполнению профессиональных действий. Работа включала три уровня: диагностический, обучающий и деятельностный (1998—2005 гг.).

На диагностическом уровне проводилось выявление степени готовности педагогических работников к реализации задач профессиональной подготовки, социальной и профессиональной адаптации учащихся. В процессе психологической диагностики использовались методы психологической диагностики, самодиагностики и самоанализа.

На обучающем (когнитивном) уровне проводились семинары, деловые игры и тренинги, осуществлялась апробация программ повышения квалификации педагогических работников, психологов и социальных педагогов, построенных на модульно-компетентностной основе. Каждый информационный модуль завершался обсуждением новой информации, знаний с последующим выявлением профессиональных затруднений, нахождением вариантов их преодоления.

На деятельностном уровне проводилось изучение педагогической деятельности по профессиональной адаптации учащихся. Данный уровень включал в себя две составляющие: аффективную (эмоционально-волевую, или регулятивную) и поведенческую. Аффективная — состояла из процессов осознания и переоценки влияния собственного нежелательного поведения на учащихся и окружающих людей. Управление эмоциональными состояниями необходимо педагогам в случаях: самоуправления в ситуации отсутствия непосредственного общения; самоуправления в процессе взаимодействия с другими людьми; в процессе развития самоуправления учеников.

На этом этапе использовались методы активного социально-психологического обучения. Поведенческая — включала в себя апробацию полученных знаний, умений и навыков в деятельности, закрепление в поведении и поддержание достигнутого уровня. Отношение к самому себе, удовлетворенность педагога процессом и результатом собственной профессиональной деятельности вызывают определенные реакции, которые составляют поведенческий компонент профессионального самосознания.

Пластичность, гибкость поведения как креативный компонент позволяют отказываться от несоответствующих ситуаций и способов поведения, приемов мышления, средств деятельности, зас­тавляют вырабатывать и применять новые, творческие подходы к разрешению педагогических ситуаций, проявляются как во внешних формах активности, так и во внутренних, психических. Противостояние стимулам, провоцирующим нежелательное поведение и поощрение способности к позитивным изменениям в поведении,— основной результат этого этапа.

Рулонные шторы - абсолютное новшество в домашних занавесках, они практичны и удобны. Для создания неповторимой обстановки в доме купить рулонные шторы рекомендуем на сайте www.verend.ru.


Все права сохранены  ©  Образовательный портал

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!