Кафедрой практической психологии факультета повышения квалификации ИРПО (под руководством автора) разработана и апробирована программа курса «Психологическая компетентность педагогических работников», включающая следующие модули:
1. Структура профессиональной компетентности педагогов.
2. Типология педагогических затруднений и способы их преодоления.
3. Психологические особенности личности юношеского возраста.
4. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с особыми образовательными потребностями (учащиеся-сироты, инвалиды, мигранты).
5. Управление познавательной деятельностью учащихся.
6. Формы и методы формирования социально значимых и профессионально важных качеств, социальной и профессиональной адаптации учащихся.
Программа направлена на ценностно-мотивационную и операционно-исполнительную сферы личности педагогов. В первом случае — это изменения отношений, интересов, желаний, стремлений педагогов, побуждающих их к педагогическим действиям, а во втором — повышение знаний, умений, навыков, мастерства, определяющих способность к выполнению профессиональных действий. Работа включала три уровня: диагностический, обучающий и деятельностный (1998—2005 гг.).
На диагностическом уровне проводилось выявление степени готовности педагогических работников к реализации задач профессиональной подготовки, социальной и профессиональной адаптации учащихся. В процессе психологической диагностики использовались методы психологической диагностики, самодиагностики и самоанализа.
На обучающем (когнитивном) уровне проводились семинары, деловые игры и тренинги, осуществлялась апробация программ повышения квалификации педагогических работников, психологов и социальных педагогов, построенных на модульно-компетентностной основе. Каждый информационный модуль завершался обсуждением новой информации, знаний с последующим выявлением профессиональных затруднений, нахождением вариантов их преодоления.
На деятельностном уровне проводилось изучение педагогической деятельности по профессиональной адаптации учащихся. Данный уровень включал в себя две составляющие: аффективную (эмоционально-волевую, или регулятивную) и поведенческую. Аффективная — состояла из процессов осознания и переоценки влияния собственного нежелательного поведения на учащихся и окружающих людей. Управление эмоциональными состояниями необходимо педагогам в случаях: самоуправления в ситуации отсутствия непосредственного общения; самоуправления в процессе взаимодействия с другими людьми; в процессе развития самоуправления учеников.
На этом этапе использовались методы активного социально-психологического обучения. Поведенческая — включала в себя апробацию полученных знаний, умений и навыков в деятельности, закрепление в поведении и поддержание достигнутого уровня. Отношение к самому себе, удовлетворенность педагога процессом и результатом собственной профессиональной деятельности вызывают определенные реакции, которые составляют поведенческий компонент профессионального самосознания.
Пластичность, гибкость поведения как креативный компонент позволяют отказываться от несоответствующих ситуаций и способов поведения, приемов мышления, средств деятельности, заставляют вырабатывать и применять новые, творческие подходы к разрешению педагогических ситуаций, проявляются как во внешних формах активности, так и во внутренних, психических. Противостояние стимулам, провоцирующим нежелательное поведение и поощрение способности к позитивным изменениям в поведении,— основной результат этого этапа.
Рулонные шторы - абсолютное новшество в домашних занавесках, они практичны и удобны. Для создания неповторимой обстановки в доме купить рулонные шторы рекомендуем на сайте www.verend.ru.