Анализ образовательных учреждений (экспериментальных площадок) показал, что в той или иной мере во всех ОУ используют элементы самоуправления учащихся. Ученическое самоуправление понимается нами как самостоятельная управленческая деятельность, подкрепленная психологической и педагогической поддержкой, которая служит средством достижения целей адаптивного образовательного учреждения.
Основные цели самоуправления: развитие социальной активности учащихся, их организованности, гражданственности, ответственности, формирование нравственных качеств, развитие коллектива, формирование готовности к профессиональной деятельности и адаптации в условиях рынка труда.
Содержанием самоуправления является организация жизнедеятельности, включающая в себя учебный процесс, учебные и внеурочные занятия, научно-исследовательскую деятельность, культурно-массовую, творческую, спортивную и иную работу, а также совершенствование внутриколлективных взаимоотношений учащихся, вовлечение их в процесс самообразования и самовоспитания. Кроме этого, самоуправление охватывает вопросы, связанные с формами организации и качеством обучения, методами работы. Содержание касается режима работы ОУ, характера и организации производственной практики, трудоустройства юношей и девушек.
Для реализации содержания ученическим самоуправлением выполняются различные функции. На подготовительном этапе самоуправления изучаются коллективы и личности учащихся, проводятся выборы в советы самоуправления, распределяются обязанности среди членов советов, определяются цели, задачи и планы работы органов самоуправления.
На основном этапе организуются различные виды и формы деятельности учащихся, укрепляются межличностные отношения в коллективах — деловые и личные. На заключительном этапе осуществляются контроль, оценка и корректировка деятельности и отношений учащихся и студентов. Самоуправление использует также функции стимулирования активности учащихся и обучения их самоуправлению.
Самоуправление является эффективным средством организации жизни и деятельности учащейся молодежи, если оно в достаточной мере выражает интересы учащихся, если юноши и девушки чувствуют необходимость в нем. Чтобы выполнить это условие, надо знать интересы учащихся, волнующие их вопросы (производился сбор, обобщение и систематизация предложений учащихся, которые положены в основу составления плана работы совета самоуправления и осуществлялись коллективом учащихся под руководством избранных органов самоуправления).
Высшим органом является собрание членов коллектива; на уровне коллектива учащихся всего ОУ — конференция представителей коллективов учебных групп. Собрание (конференция) избирает исполнительный орган, который призван проводить текущую работу, выполняя решения собрания (конференции).
По своему статусу этот орган совещательный, поэтому его уместно назвать советом самоуправления. Советы самоуправления целесообразно избрать по всей вертикали ученического коллектива, начиная с коллективов учебных групп и заканчивая коллективом образовательного учреждения. Совет самоуправления учащихся состоит главным образом из представителей (председателей) коллективов учебных групп.