Исходя из целей и задач исследования, использовались следующие методы:
1. Диагностические: социально-психологической адаптации (К.Роджерса и Р.Даймонда); изучения коммуникативной толерантности и эмпатических способностей (В.В. Бойко); методика агрессивности Басса—Дарки; самооценка психических состояний; определение направленности личности; ценностные ориентации; способность самоуправления; краткий отборочный тест.
2. Опрос учащихся экспериментальной группы. Что им дало применение методов активного обучения в учебной и внеучебной деятельности?
3. Мониторинг качества профессиональной обученности.
4. Сравнительный анализ удовлетворенности учащихся взаимоотношениями с преподавателями и удовлетворение преподавателей взаимоотношениями с учащимися.
5. Включенное психолого-пелагогическое наблюдение за учащимися экспериментальных групп.
В процессе исследования реализованы два направления:
1) психолого-педагогический мониторинг процесса профессиональной адаптации учащихся экспериментальных групп по трем этапам эксперимента;
2) сравнительный анализ уровня профессиональной адаптации учащихся экспериментальных и контрольных групп.
Формирующий эксперимент представлял собой лонгитюдное изучение профессиональной адаптации учащихся и студентов в образовательном процессе, проводившееся в три этапа. По полученным данным, у учащихся и студентов экспериментальных групп произошли характерные изменения в представлениях о деловых качествах личности. Если при первичной диагностике они могли назвать не более 5-8-ми значимых, по их мнению, качеств, то теперь учащиеся назвали 20—37 характеристик, уделив преимущественное внимание знаниям, образованности, компетентности, волевым, социально значимым и профессионально важным качествам.
Учащиеся отмечали важность коммуникативных качеств, влияющих на профессиональную адаптацию. Данные позволили составить по каждому учащемуся профессиональный прогноз, определить возможность дальнейшей профессиональной (трудовой) адаптации в условиях рынка труда (трудовой деятельности на производстве).
Такой трудоемкий процесс, как составление родословной, лучше организовывать как можно раньше, пока здорово и живо ваше старшее поколение, подробно опросив их обо всех родственных связях. Поможет вам автоматизировать и украсить генеалогическое древо программа "Семейная летопись" (см. тут).