Уровень эмоционального удовлетворения учебной (трудовой) деятельностью и общением прослеживался нами на втором и третьем этапах, поскольку на первом этапе учащиеся находились в периоде принятия норм и требований образовательного учреждения, адаптировались к учебно-производственной деятельности, ученическому и педагогическому коллективам.
У учащихся экспериментальных групп удовлетворенность от второго к третьему этапу возрастает, в то время как у учащихся контрольных групп данный показатель к последнему курсу обучения резко снижается.
С целью определения психологической адаптации и эмоционального удовлетворения учебной деятельностью и общением использовалась методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. В результате изучения полученных данных выявлено, что адаптация учащихся составляет 67%; эмоциональный комфорт — 66,7%, что соответствует норме.
В экспериментальной группе показатель адаптации увеличился после эксперимента на 5% и стал выше, чем в контрольной группе на 1,3%. У учащихся экспериментальной группы возрос эмоциональный комфорт на 3,6% и стал на 2,9% выше, чем в контрольной группе. Соответственно у учащихся экспериментальной группы возросло самоприятие на 1,6% и стало выше, чем в контрольной группе, на 0,7%. Показатель приятия других в экспериментальной группе возрос на 3,2%, что на 2,9% выше, чем в контрольной группе.
Анализ результатов опроса преподавателей экспериментальных групп позволил отметить следующее: улучшение внутригруппового взаимодействия; активность на занятиях, проявление интереса к предмету, сдержанность со стороны учащихся в эмоционально насыщенных ситуациях.
Результаты исследования показали, что увеличение эмоционального комфорта и адаптации оказывает позитивное влияние на удовлетворенность образовательным учреждением, удовлетворенность взаимоотношениями внутри группы и с преподавателями, процессом учебной и трудовой деятельности. Индивидуальные беседы и консультации с учащимися показали, что за время проведения эксперимента отношения в группах стали доброжелательными, учащиеся стали внимательнее к окружающим, научились без вспыльчивости отстаивать свое мнение, принимать требования профессиональной деятельности.
По опросам учащихся, они больше узнали о себе, лучше узнали друг друга, отношения в группе стали доброжелательными, группа стала сплоченнее: «Нас сдружила и объединила общая работа», стали внимательнее к людям, научились слушать, не перебивать: «Стараемся не перебивать и не раздражаться», «обнаружили, что терпеливое отношение к партнеру по общению помогает лучше понять его позицию», научились отстаивать без вспыльчивости свое мнение. То есть можно сказать, что произошли позитивные изменения у учащихся экспериментальных групп в плане удовлетворенности общением и совместной деятельностью.
Отчего зависит стоимость раскрутки сайта в рунете? Узнайте нюансы ценового расчета продвижения по конкурентным запросам на www.webmage.ru.