Результаты, полученные по диагностике, свидетельствуют о недостаточной выраженности у учащихся контрольных групп данных по шкалам: прогнозирование, планирование, критерии оценки качества, самоконтроль, коррекция, что в совокупности влияет на общий уровень (ниже среднего) способности к самоуправлению.
Помимо критериев профессиональной адаптации, нами проводилось изучение показателей, свидетельствующих о происходящих адаптационных изменениях у обучающихся экспериментальных групп.
По анкетным данным, полученным в результате формирующего эксперимента: учатся в полную силу — 11%; по возможности — 58%; учатся по необходимости — 28%; учатся, так как заставляют учиться — 2%; не хотят учиться вообще — 1%.
Качество обучения отслеживалось через усвоение учащимися знаний и умений по учебным предметам общеобразовательного и специального циклов в рамках требований Госстандарта. Результаты сравнительного анализа контрольных работ показали, что качество усвоения знаний по предметам в экспериментальных группах значительно выше, чем в контрольных группах.
Независимые эксперты выделяют учащихся экспериментальных групп в плане показателей сформированности профессиональных и надпрофессиональных (ключевых) умений, которые проявлялись в профессиональной деятельности на производственной практике. Оценка направленности на профессиональную деятельность проводилась по 5-балльной системе.
Произошли изменения в ожиданиях будущей трудовой деятельности. Если ранее позиция «приносить пользу обществу» лишь для 4—5% опрошенных представлялась особо важной, для остальных была средней или совсем неважной, то теперь 75,5% учащихся отнесли эту характеристику будущей деятельности к особо важным.
Отвечая на вопрос, от чего, по их мнению, зависит жизненный успех, учащиеся наиболее значимыми факторами отметили крепкую семью (от 50-ти до 63,8% по разным группам), хорошее образование (более 50%), всегда достигать намеченной цели (63,2%) и 45% отметили, что жизненный успех зависит от того, будешь ли ты полезным людям, обществу. Только 2% надеются на случай, удачу; менее 4% считают, что жизненный успех определяется возможностью жить так, как хочется, свободно и весело.
Одним из качественных показателей организации учебно-воспитательного процесса в профессиональных учреждениях является количество трудоустроившихся выпускников. Реализация психолого-педагогического сопровождения активизировала учащихся к самостоятельному проявлению себя, планированию и реализации профессиональных перспектив, нахождению мест практики и работы.
В результате формирующего эксперимента по выпускным группам были получены следующие данные: самостоятельно нашли место практики от 51 до 68% учащихся разных учебных групп; самостоятельно трудоустроились по полученной специальности— 41% выпускников.