Сравнение результатов констатирующего (Кэ) и формирующего (Фэ) экспериментов показало, что процесс формирования норм социального поведения (социально значимых навыков) и норм трудового поведения (профессионально важных навыков) у учащихся экспериментальных групп проходит более эффективно, у учащихся в большей степени выражена критичность по отношению к себе, к результатам своей деятельности, поведению, повысилась удовлетворенность от процесса и результата труда. Анализ письменного опроса учащихся показал, что:
1. Применение активных форм и методов обучения обеспечивает:
- лучшее усвоение теоретического материала — 82%;
- навыки общения — 94%;
- восприятие (эмпатия) интересов других людей — 68%;
- развитие умений вести диалог — 56%;
- уверенность при принятии решений — 28%;
- обретение качеств лидера — 10%;
- умение анализировать ситуации — 12%.
2. Участие в факультативе «Толерантное общение как норма жизни» помогает:
- расширить кругозор — 86%;
- осознать ценность другого человека — 56%;
- на практике понять механизмы восприятия другого (эмпатия, идентификация) — 44%.
3. Участие в тренингах обеспечивает:
- осознание и принятие другого — 80%;
- самопознание и самоанализ —88%;
- конструктивный выход из конфликтных ситуаций — 64%;
- умение «договариваться с собой» — 34%;
- навыки общения — 94%.
Анализ результатов опроса преподавателей, ведущих занятия в экспериментальной группе, позволил отметить следующее: 88,5% преподавателей заметили улучшения внутри группового взаимодействия; 77% отметили, что учащиеся стали более контактными и внимательными при общении с преподавателями и мастерами производственного обучения; 38,4% преподавателей отметили активность на занятиях, проявление интереса к предмету (анализ динамики успеваемости в экспериментальной группе показал, что у учащихся повысился средний балл по успеваемости на 0,5); 34,6% преподавателей выделили терпимое отношение и сдержанность со стороны учащихся при отстаивании своей позиции.
Проведенный эксперимент показал, что реализация трехэтапной модели профессиональной адаптации учащихся, построенной на организации непрерывной работы в учреждениях начального и среднего профессионального образования, способствует формированию социальной и профессиональной адаптации, рациональному трудоустройству, успешной интеграции в трудовой коллектив.
Из проведенного исследования можно сделать следующие выводы: учащиеся становятся равноправными субъектами учебного процесса; педагогические работники выступают организаторами процесса профессиональной адаптации обучающихся. Доказана необходимость изменения взаимоотношений в учебно-воспитательном процессе на основе поддержки, сотрудничества, продуктивного взаимодействия, создания организационных и психолого-педагогических условий для профессиональной адаптации учащихся.
Таким образом, результаты экспериментального исследования подтверждают необходимость реализации трехуровневой модели психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации учащихся и студентов для готовности к вхождению в социальные и трудовые отношения, возможности выстраивания профессиональных перспектив и осознанного профессионального самоопределения. Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!
|