Результаты группы педагогов-психологов находятся на уровне самоактуализации, показатели группы научных работников выше, чем результаты педагогов экспериментальных групп, показатели людей с неврозом имеют средние значения в зоне ниже нормы и имеют сходные данные с педагогами контрольных групп по шкалам «сензитивность», «представления о природе человека», «принятие агрессии», «познавательные потребности». Данные, полученные в ходе исследования коммуникативной толерантности педагогических работников контрольных групп, мы сравнили с результатами диагностики коммуникативной толерантности представителей некоторых массовых профессий сферы деятельности «человек—человек», связанных с общением и влиянием на людей (воспитатели, медицинские сестры и врачи), дополнив их результатами исследования, полученными при диагностике 123-х педагогических работников экспериментальных площадок (1 и 2) учреждений профессионального образования, проходивших программу повышения профессиональной компетентности.
При повторной диагностике коммуникативной толерантности показатели практически не изменились и находятся на среднем уровне. Если общий уровень коммуникативной толерантности (максимально 135 баллов) до участия в специально организованных мероприятиях составлял 41,85 балла, то после активного участия в специально организованных программах показатель незначительно уменьшился и составил 39,8 балла, что на 2,05 балла ниже. По-прежнему «лидирует» третий блок: «категоричность или консерватизм в оценках людей», но его показатель изменился: при первичной диагностике он составлял 5,75 балла, при повторной — его показатель уменьшился на 0,4 балла и составил 5,35 балла. Вторую позицию, как и прежде, занимает пятый блок: «стремление переделать, перевоспитать партнеров».
Количество баллов до участия в специально организованных мероприятиях составляло 5,55, после — 5,05, что на 0,45 балла ниже. На 0,3 балла снизился показатель первого блока «неприятие или непонимание другого человека», что, по-нашему мнению, коррелирует с увеличением уровня эмпатических способностей. Результаты опроса преподавателей показали, что для 73% преподавателей увеличилась значимость толерантности: «Поняли, что, прежде всего, надо быть самим более терпимыми»; 86,3% сотрудников педагогического коллектива считают, что толерантность благоприятствует разного рода человеческим контактам; 69,2% отмечают, что толерантность помогает достичь поставленных целей; степень выраженности толерантности в коллективе, по мнению преподавателей, находится на среднем уровне — 76,9%. Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!
|