Диагностика уровня общительности является важнейшим качеством, определяющим профессиональную компетентность преподавателя.
Анализ результатов диагностики педагогических работников по тесту В.Ф. Ряховского позволил выделить три группы педагогических работников:
I-я группа — 38% испытуемых имеют очень высокий уровень общительности;
II-я группа — 47% — высокий уровень общительности;
III-я группа — 15% — средний уровень общительности (нормальная коммуникабельность).
Но что такое самореализация в общении? Для педагогов первой группы характерно быть в курсе всех дел, они любят высказываться по любому вопросу, принимать участие в дискуссиях, им свойственно проявление нетерпеливости и многословия. Педагоги второй группы отличаются любопытством, разговорчивостью, любят быть в центре внимания, охотно знакомятся с новыми людьми; они неусидчивы, им недостает терпения и решительности при столкновении с серьезными проблемами. Педагогам третьей группы с нормальной коммуникабельностью свойственно терпение в общении, любознательность, отстаивание своей позиции, точки зрения без вспыльчивости, они не любят шумные компании, а экстравагантные выходки, многословие вызывают у них раздражение.
Готовность и способность педагогических работников УПО к осуществлению адаптационной деятельности с разным составом обучаемых представлена показателям: участие специалистов службы в решении проблемных вопросов в педагогическом коллективе; удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями трудовой деятельности; психологическая атмосфера в коллективе.
Таким образом, реализация программ повышения профессиональной компетентности педагогических работников экспериментальных групп на модульной основе, проводимая в течение семи лет, способствовала изменениям в их личностном и профессиональном планах. По итогам работы 67 и 72% педагогов экспериментальных площадок участвовали в реализации разнонаправленной деятельности по профессиональной адаптации учащихся в образовательном процессе.
В ходе исследования доказано, что процесс профессиональной адаптации учащихся и студентов учреждений профессионального образования протекает более эффективно благодаря реализации психолого-педагогического сопровождения на всех этапах обучения. Показана необходимость разработки целенаправленной системы адаптационной работы для реализации трехэтапной модели профессиональной адаптации учащихся учреждений профессионального образования.
Важно отметить, что значительную роль в успешности процесса профессиональной адаптации играет подготовленный к данной деятельности педагогический коллектив, объединенный едиными целями, принципами взаимодействия в образовательной среде.