<a href="index.php?dn=article">Статьи</a> » <a href="index.php?dn=article&to=cat&id=10" title="Познавательное">Познавательное</a> » <a href="index.php?dn=article&to=cat&id=12" title="Теория и практика переводов">Теория и практика переводов</a> » Интеллектуально-информативная функция
Литературный городок
04.04.11 Статьи » Познавательное » Теория и практика переводов » Интеллектуально-информативная функция

Для этой функции характерна прежде всего направленность к разуму, к рациональному мышлению адресата: отправитель информирует адресата о результатах своего рационального мышления с целью добиться сдвига в его системе ценностей (изменения представлений о тех или иных явлениях и отношения к ним) путем введения новой информации о неизвестных ему элементах действительности или сообщения дополнительной информации о явлениях, известных адресату ранее.

При этом отправитель представляет сообщаемые сведения как результат чисто рационального мышления (восприятия), абстрагированный от эмоций (сравните: эмоциональный вариант сообщения: "Это мерзкий, низкий поступок", и вариант, свободный от эмоций: "Я считаю, что этот поступок противоречит нормам морали и правилам человеческого общежития").

Другой существенной особенностью речи в рамках интеллектуально-информативной функции является то, что она рассчитана не на реакцию адресата непосредственно в форме действий, а лишь на внутреннюю «интеллектуальную» реакцию (изменение в смысловом поле адресата), т.е. имеет заданность на информирование без расчета на регуляцию поведения. Это, конечно, не исключает того, что сдвиг в системе ценностей получателя рано или поздно приведет к действенной реакции, но это уже не относится к потенциальному коммуникативному эффекту, воплощенному в интеллектуально-информативной функции речи.

Не исключено также, что отправитель путем сообщения объективной (или якобы объективной) информации как раз и пытается побудить адресата именно к определенным действиям. При этом действенность побуждения иной раз обусловлена именно информативной видимостью текста, фактологичностью, индифферентностью по отношению к убеждениям. Тем не менее и в этом случае мы не можем говорить о побудительной функции, ибо и здесь побуждение опосредовано информированием. Адресат не получает прямого призыва к действиям, его целенаправленно информируют, и даже если в его системе ценностей произойдет сдвиг, который толкнет его на активные действия, то и в этом случае нет необходимости говорить о специальной функции побуждения, ибо любая информация обладает регулятивным воздействием.

Интеллектуально-информативная функция доминирует в научно-технических, деловых, юридических текстах, в официальных сообщениях, объявлениях, в информационных статьях периодической печати. Она характерна также для такой формы речи, как вопрос, в котором, однако, имеет как бы обратную направленность, поскольку цель вопроса — не информировать адресат, а получать информацию, необходимую отправителю.


Все права сохранены  ©  Образовательный портал

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!