Реле – это элемент автоматики и телемеханики, в котором при известном значении входной величины выходная величина изменяется скачкообразно.
По виду физических воздействий, на которые реагируют реле, они подразделяются на механические; электрические; тепловые; оптические; акустические и пневматические. В системах железнодорожной автоматики, телемеханики и связи наибольшее распространение получили электромагнитные реле (постоянного и переменного токов). Электромагнитные реле постоянного тока по реакции на полярность питания подразделяются на нейтральные, поляризованные и комбинированные. Литература по обработке сигналов дана в технической библиотеке сайта umup.ru.
Реле состоит из сердечника, обмотки, ярма, якоря и контактной системы. Контактная система набирается из контактных тройников, содержащих тыловой (Т), фронтовой (Ф) и общий (О) подвижный контакты, закрепленные в корпусе реле (К) и контактных тяг (КТ). Номер контакта содержит две цифры, причем десятки указывают номер контактной группы от 1 до 8, а единицы указывают тип контакта 1 – общий, 2 – фронтовой, 3 – тыловой). Реле имеет два устойчивых состояния: возбужденное и невозбужденное (обесточенное).
При невозбужденном состоянии реле между сердечником и якорем имеется воздушный зазор . При подаче на обмотку реле постоянного напряжения U по ней потечет ток . Образуется магнитный поток катушки и электромагнит с двумя полюсами, северным (N) и южным (S). Один из полюсов будет находиться на полюсном наконечнике сердечника, а другой – на якоре. Между противоположными полюсами возникает сила механического притяжения, в результате которой якорь притянется к сердечнику, реле переходит в возбужденное состоянии.
При выключении тока якорь за счет собственного веса отпускается. Для того, чтобы якорь не прилипал к сердечнику за счет остаточной намагниченности сердечника, на якоре устанавливается штифт из немагнитного материала. Этот штифт создает начальный зазор и облегчает отпадание якоря при наличии остаточной намагниченности сердечника.