Дифференциация родителей является одним из факторов эффективной деятельности библиотек по вопросам организации семейного чтения, так как помогает смоделировать ситуацию сотрудничества, учитывая психологические установки родителей по отношению к семейному чтению, а также различиям в информационных потребностях у читателей - детей разного возраста.
Взаимоотношения библиотеки и семьи не могут быть простыми и односторонними, - они реализуются во всем многообразии индивидуальных, групповых и массовых форм работы. Известно, что наиболее эффективной формой работы является беседа. Индивидуальное общение позволяет учитывать личностные характеристики детей и родителей, разработать отдельную стратегию по отношению к конкретной семье.
Инновационными комплексными формами работы, способствующие поддержанию семейному чтению, является "Школы и лаборатории творческого чтения", "Центры семейного чтения", "Информационно - консультационные пункты", которые создаются на базе библиотек. Особенностями этих образований является оптимальное сочетание индивидуальных и групповых форм работы. При этом родители могут получить не только индивидуальную консультацию, информацию, заказать контрольную работу, но и поучаствовать в различных активных формах:
- Практикумах читательского развития, направленных на усвоение современных методик и технологий обучения творческому чтению детей;
- Лекциях в режиме интерактивного взаимодействия библиотекаря, учителя и родителей;
- Тренингах;
- Презентациях.