Опровергая мудрствования теоретиков, обыденное сознание хорошо понимает суть проблемы: «воспитанные люди встречаются везде, даже среди образованных», иронизируют в народе...
У интеллектуально развитого человека его ценности могут становиться предметом самопознания, концептуализироваться и формулироваться как определенная идеологическая доктрина, — идеология и есть ведь не что иное, как теоретически осмысленная система ценностей, но по «субстрату» своему они суть именно переживания, а не мысли, эмоциональные влечения или отталкивания, порождения любви или отвращения, веления совести и долга, формы веры и готовность к подвигу самопожертвования во имя своего идеала.
Как видим, суть дела совсем не в том, как мы условимся называть нашу педагогическую систему — «образованием» или «воспитанием», ибо терминология вещь условная; опять же хорошо говорят в народе: «Хоть горшком назови, только в печь не ставь»; однако в данном случае речь идет не о «горшке», а о самой «печке», т.е. о реальной работе школы, которая сейчас строится по концепции образования как преподавания основ наук для усвоения учениками содержащихся в них знаний и лишена возможности сколько ни будь успешно решать другую задачу — формировать ценностное сознание учеников, их мировоззрение, их жизненные позиции.
Такая «конструкция» школы характерна не только для нашей страны. Проблема «печки», порождающей «образованщину», имеет, следовательно, самый широкий масштаб, и неудивительно, что на Западе многие теоретики и практики ищут противостоящие этой школе различные типы педагогики, имеющей целью воспитание целостного человека и рассматривающие образование как один из компонентов воспитания.