Известно, что тот или иной язык, получивший распространение на не «своей» территории (с иными природными и социальными условиями жизни людей), претерпевает существенные изменения прежде всего в лексической семантике: значения многих слов приводятся в соответствие с новыми реалиями, с которыми встречаются носители данного языка.
Однако это не оказывает заметного воздействия на результаты познавательной деятельности человеческого мышления. Так было, например, с испанским языком, получившим распространение на американском континенте.
Сторонники концепции о ведущей роли мышления в его взаимоотношениях с языком, признавая язык явлением самостоятельным, в то же время подчеркивают его влияние на мышление. В некоторых языках (таких, как нивхский, некоторые индийские, языки народов Океании) при счете разных предметов (длинных или круглых предметов, людей и т. д.) употребляются разные числительные, которые обозначают не только количество предметов, но и отдельные их признаки.
Предполагается, что такие числительные, возникшие из сочетаний слов, обозначающих числа и предметы счета, не могут не оказывать влияния на характер количественных представлений у людей, говорящих на соответствующих языках.
Итак, можно согласиться со следующим определением взаимоотношений языка и мышления: «Мышление и язык выступают по отношению друг к другу как содержание и форма. Мышление в этом единстве выступает содержанием, а язык — формой, оказывающей на свое содержание обратное активное воздействие».
Центр иностранных языков “I Speak” приглашает на изучение английского детей, молодежь и взрослое население. Проходите онлайн-тестирование и записывайтесь на курсы на сайте www.ispeakcentre.ru.