Уже существуют международные междисциплинарные научные организации, способствующие сотрудничеству естественников и гуманитариев в изучении человека.
Некоторые из этих организаций провели в феврале 2003 года в Вене Международную конференцию по нелинейной науке, посвященную синергетическим исследованиям и их применению науках о живом. На конференции выступал с пленарным докладом основатель синергетики Г. Хакен, работающий сейчас над применением синергетики к работе головного мозга и в психологии.
Среди разнообразных секций и симпозиумов конференции была и секция, посвященная использованию нелинейных методов в образовании. Был здесь и один из докладов с симптомптическим названием. В нем рассматривается стратегия преподавателя по созданию в классе предпосылок для дискуссии за счет формулировки альтернативных вариантов ответа на рассматриваемый вопрос. Конкуренция этих аттракторов в среде свободного обсуждения создает неповторимую нелинейную хаотическую динамику в каждом из учебных коллективов, стимулируя интерес учащихся. Попытки применять эту стратегию при работе со студентами и аспирантами показали — работает.
Понятно, что опытные преподаватели и без теорий хаоса применяют что-то подобное, да и диалектике как искусству дискуссии это также соответствует. Тем лучше. Чего стоит теория, не отвечающая успешной практике? Но сознательное использование научно обоснованных методов не отрицает педагогического мастерства, а способствует его выработке. Хорошо, что среди наук, способных обосновать что бы то ни было в образовательном процессе, появилась еще одна — синергетика.
Французские Ситроены с легкостью прижились на наших городских улицах. Новый citroen c3 особенно понравится молодежи, которая идет впереди времени. Яркие цвета, красивые кузовные изгибы и линии, непревзойденный стиль - вот, что отличает модель от конкурентных собратьев.