Дистанционное обучение в Национальной юридической академии Украины.
Мы живем в технологичном XXI веке – в веке мобильных телефонов и компьютерных программ, Интернета и спутникового телевидения. Бесспорно Интернет – одно из величайших достижений нашей цивилизации. Он открывает широчайшую дорогу к миру познания, культуре, взаимопониманию и толерантности, близкому общению и быстрому обмену информацией, опытом.
Но, в то же время, Интернет – это колоссальная возможность дезинформации, ведущей к политическим спекуляциям и искушению молодых неокрепших душ. Чтобы этого не допустить общество должно поднять уровень образования на ранее недосягаемую высоту. В странах СНГ традиционно наиболее образованными остаются выпускники юридических ВУЗов.
Мир стоит на пороге создания информационного общества, когда именно информация станет основополагающим элементом развития науки и техники. Перед страной станет задача широкомасштабной информатизации общества и становления постиндустриального информационного общества.
Для решения этой задачи необходимо существенно повысить интеллектуальный потенциал нации, ее способность быстро производить, усваивать и распространять новые знания, обмениваться ими, принимая участие в наукоемком производстве. Это сложная задача и ее решение нельзя переложить целиком на высшую школу. Это задача всей системы образования. Только через систему образования можно воспитать в людях умение самостоятельно мыслить, решать, что хорошо, а что плохо с моральной, профессиональной, общекультурной, общечеловеческой точек зрения.
Год 2010 признан годом учителя в широком смысле этого всеобъемлющего слова. Потому что уже с детства надо формировать способность человека к самостоятельному критическому мышлению, развивать умение находить, сортировать, выбирать и накапливать необходимую в дальнейшем информацию. Чтобы этого добиться, нужно хорошо владеть компьютером и Интернет-технологиями, именно это и лежит в основе новой формы дистанционного обучения. Новые технологии дают шанс сделать образование демократичным, так как у каждого будет равный выбор для получения образования, профессии, повышения культурного или профессионального уровня.
Говоря о дистанционном обучении, мы обсуждаем не технологическую сторону проблемы, а педагогическую. Важно решение дидактических задач обучения, а не возможности использования информационных технологий. Путем применения новых современных информационных технологий решается задача повышения эффективности организации познавательной деятельности ученика, студента, преподавателя, слушателя.
Технические информационные средства должны оставаться именно средствами решения заданных педагогических задач. Успешный опыт внедрения дистанционного образования имеется у украинских ВУЗов. В Национальной юридической академии Украины действуют программы магистрского обучения в высших учебных заведениях США и Англии.
Дистанционное обучение (ДО) — новая форма обучения. Очень много неясностей, много трудностей возникает в процессе ее внедрения. Находится множество охотников все сделать быстро и обязательно с большой выгодой для себя. В результате принимаются поспешные решения, о которых в недалеком будущем будем сожалеть, но на выполнение которых, успеем потратить немалые деньги.
Хотелось бы разобраться в сущности дистанционного обучения, его специфике, его роли и месте в системе непрерывного образования, понять, какие задачи и каким образом данная форма обучения может решать наиболее эффективно. Поэтому очень важно разобраться с терминологией.
Очень важно осознать педагогическую сторону дистанционного обучения: как организуется обучение в сетях, какие используются при этом методы, приемы, организационные формы и средства обучения? Какую роль при этом играют информационные технологии? Как они влияют на педагогический процесс? Какова роль электронного учебника в образовательном процессе?
Да, будущее - за этой формой обучения. И уже сегодня более чем в 25 вузах страны обучение ведется дистанционно. Многие российские студенты обучаются дистанционно в зарубежных высших учебных заведениях. Созданы институты повышения квалификации работников образования, на базе которых многие учителя проходят курсы повышения квалификации дистанционно.
Ведется работа по созданию единой системы дистанционного образования России. Возможности этой системы образования огромны, но и затраты значительны. В некоторых организациях накоплен значительный теоретический и практический опыт по этому вопросу. Возможности Интернет располагают широким обменом опыта по этому вопросу.