Линейная связь в передаче информации от поколения к поколению оказалась нарушенной и, более того, появилась проблема «способности к будущему» вообще и в образовании в особенности, что существенно умаляет традиционную коммуникативную модель образования как передачи информации от поколения к поколению (и от учителя к ученику).
Коммуникативную модель образования необходимо существенно дополнить синергетической моделью, которая могла бы объяснять появление новой информации в процессе обучения (развивающее образование) и влияние будущего на современный образовательный процесс (прежде всего образование в интересах устойчивого развития).
Синергетическая модель образовательного процесса позволит объяснить увеличение информации в этом процессе и его ориентированность на будущее, т. е. заменить коммуникативную модель образования на эволюционную модель, в которой будущее влияет на настоящее, или, как подчеркивают Е.Н. Князева и С.П. Курдюмов, «будущее предетерминирует настоящее, структуры-аттракторы детерминируют ход исторических событий».
Наиболее интересным приложением синергетической модели образования может стать формирующееся образование для устойчивого развития (ОУР), которое официально начинает делать свои первые шаги с 2005 г. Старт объявленной ООН Декады ОУР (2005-2014 гг.) можно датировать с международной конференции по ОУР, состоявшейся в январе 2005 г. в Индии.
Мы должны признать, что мы своих ценностей до конца не знаем. И нам поэтому и надо работать над собой и разбираться с этим ...
И как говорил Сартр, мы - это наши выборы. Настоящие ценности проявляются не в разговоре, а только в действии. Причем лучше всего они заметны в труднейших ситуациях.
Скажем, тонет человек, а поблизости есть трое людей - и все трое по-разному себя ведут. Они все уважают человеческую жизнь - и убеждены в этом, но один прыгает в воду спасать, другой вопит в шоке, третий снимает на мобильник. Поэтому такие моменты являются очень показательными.
По материалам dom-granat.ru