Проведя сравнительный анализ учебников по основам наук, мы приходим к выводу, что единого пути построения предметной структуры нет.
В одном случае она может строиться по усложнению объекта изучения (следуя логике науки), а в другом — в соответствии с развитием предмета изучения (следуя истории науки — от наблюдаемых макроявлений к их объяснению через микроявления). Первый путь дает более целостную картину научного знания, но труднее для восприятия учащихся.
Второй путь более искусственный относительно объекта изучения, и тут требуются специальные средства для создания целостной картины. В качестве таких средств выступают: введение (в котором должна быть дана целостная, малорасчлененная картина объекта изучения и научного знания о нем, предмета изучения), вступительные и обобщающие тексты к разделу, главе, курсу с соответствующими названиями. Выбор того или иного пути построения предметной структуры зависит от многих факторов, в частности, от того, как изучается курс — в линейной или концентрической последовательности.
С предметной структурой учебника, направленной на целостное восприятие предмета изучения, на осознание целого и части, связан вопрос об обоснованном членении учебного материала на большие единицы. Haзвания «часть», «раздел», «глава» обозначают определенную иерархию в определении целого и части. Выделение и название единиц учебника — важнейшее его средство для раскрытия предметной логической структуры и необходимое условие целостного восприятия курса.
В пробном учебнике по общей биологии целое и части, связи между ними даны наиболее выпукло. Названия глав внутри раздела полностью соотносятся с названием раздела. Например, раздел «Клетка — биологическая структура» включает следующие главы: «Химический состав клетки», «Клеточные структуры и их функции», «Энергетическое обеспечение клетки», «Наследственная информация и реализация ее в клетке». Название каждой главы указывает на ее принадлежность к определенному разделу. Это помогает школьникам увидеть основные вопросы раздела в их связи, делает раздел обозримым.
Если в учебнике нет введения, вступительных и обобщающих текстов к курсу, разделу, главе, то это приходится делать самому учителю, что и происходит на практике.