Ученикам мы предложили анкету, состоящую из четырех вопросов.
1. Поставьте оценки тем учебникам, по которым вы учитесь.
2. Представьте себе, что вам нужно усовершенствовать учебник. Что бы вы включили в учебник или исключили из него?
3. Какой самый трудный учебник, какой самый легкий?
4. Какой самый интересный учебник, какой самый неинтересный?
Если сможете, то обоснуйте ответы 2—4.
Вопросы 2—4, по существу, соответствовали вопросам 2—4 учительской анкеты и одновременно проверяли ответ школьников на первый вопрос.
Одинаковость оценок, выставленных тому или иному учебнику в различных школах, дает некоторую объективную картину. В то же время, если в одной школе ученики разных классов, которые ведет один и тот же учитель, выставили учебнику одинаковую оценку (например, учебнику зоологии все учащиеся одной из московских школ поставили «отлично»), а во многих других школах этот же учебник получил другие оценки, то это говорит об организации процесса обучения.
Для учеников, особенно среднего звена школы, еще трудно отделить учебник от качества преподавания, вследствие которого учебник становится труднее или легче. Оценки, которые ученики ставят учебникам, во многом связаны даже с их отношением к учителю. Но в старших классах, где школьникам нередко приходится почти самостоятельно работать с учебником, оценки имеют уже более независимый от обучения на уроке характер.
Сложно ли изучить русский язык иностранцу? Обучение русскому в Киеве предлагает вам центр Льва Толстого (см. сайт).