Степень сосредоточенности при чтении во многом определяется тем временем, когда читатель имеет возможности им заниматься. Оптимальное для чтения время зависит от целого ряда факторов, связанных с индивидуальными качествами читателя.
Как известно, самыми продуктивными оказываются занятия в утренние или вечерние часы в том случае, если вы перед этим отдохнули. Не рекомендуется заниматься сразу после обеда и тогда, когда вы утомлены. Очень важно, чтобы вы с помощью дневника, в который записываете результаты выполнения упражнений, определили, в какое время эффективность вашего чтения достигнет максимального уровня, и старались организовать свои занятия рациональным чтением именно в эти часы.
Хотя вопросы утомляемости при чтении относительно мало исследованы, мы можем вам дать несколько полезных рекомендаций: количество информации, которое может восприниматься в процессе чтения и обрабатываться в течение одного дня, ограниченно. Продолжительное чтение приводит к появлению усталости, которая значительно снижает способность сосредоточиваться. Поэтому, для того чтобы уменьшить появляющуюся утомляемость, мы рекомендуем вам делать перерывы при чтении.
Ведь каждый из нас знает тот промежуток времени, в течение которого может работать, не испытывая усталости. Нужно добровольно прерывать чтение в подходящем месте текста, а не ждать, когда появившаяся усталость вынудит вас остановиться в неподходящем месте, что приведет к нарушению хода мысли. Паузы должны быть короткими, чтобы сохранить «настрой» для продолжительного чтения. Частая смена читаемого материала даже более эффективна, чем просто пауза. Но в этом случае текст должен иметь противоположный характер.
Смена читаемого материала может использоваться и для физической разрядки. Так, читатели, которые в процессе своей профессиональней деятельности читают много специальных научных текстов и которым трудно отключаться, должны почитать для отдыха какой-нибудь детектив или интересную художественную литературу.