Ранее мы уже говорили о том, что содержание текста обычно излагается с определенной последовательностью. Это объясняется тем, что представленные в тексте мысли развиваются не произвольно, а согласно законам логики.
Между отдельными мыслями и смысловыми группами существуют вполне определенные отношения и взаимосвязи. Эти закономерные логические отношения обусловливают не только определенное направление мысли, но и специфическую структуру текста.
Структура текста видна уже при простом его рассмотрении, поскольку напечатанные или написанные буквы расположены вполне определенным образом, а именно они образуют слова, предложения и абзацы. Слово, предложение и абзац также являются важнейшими структурными элементами, на которые рациональный читатель должен обращать внимание.
Однако необходимо знать, что структура не возникает произвольно, а представляет собой результат логических закономерностей. Для того чтобы уметь рационально организовывать чтение, читателю нужно знать функцию этих структурных элементов. Мы уже выяснили, что слово выражает отдельную мысль, а предложение — комплекс мыслей. Эту статью мы посвятили функции абзаца и его значению для рационализации чтения, так как вряд ли что-нибудь еще может так способствовать повышению эффективности чтения, как умение читать абзацы.
Важно усвоить, что каждый абзац представляет собой единство мыслей и содержит основную идею, вокруг которой группируются детали, способствующие ее дальнейшему изложению. Если вы можете быстро найти основную идею абзаца, то и эффективность вашего чтения, несомненно, высока. Есть тексты, в которых нас интересуют не детали, а только основные мысли. В этом случае большое значение имеет способность так прочитывать абзац, чтобы быстро найти его основную идею. В то же время определение основной идеи абзаца помогает и прочтению деталей, для которых она является связующим звеном.
Для того чтобы развить в себе умение как можно быстрее находить основную мысль абзаца, необходимо выполнить следующие рекомендации:
- развивать в себе новое отношение к прочтению абзацев. Вы должны сознавать, что абзац — это не произвольное нагромождение отдельных мыслей, а единство мыслей, имеющее определенную структуру, в которой детали группируются вокруг основной идеи;
- обратить внимание на то, что абзац в основном содержит одну главную мысль;
- формировать научный подход к чтению абзацев, т. е. читать не предложение за предложением, а пытаться как можно скорее найти основную мысль читаемого абзаца.