Одним из важнейших навыков рационального чтения является умение согласовывать скорость чтения с целью чтения, плотностью информации, содержащейся в тексте, учитывать уже имеющиеся знания по этому вопросу и условия чтения. Что же под всем этим понимать?
О цели чтения мы подробно говорили при рассмотрении научной организации процесса чтения. С помощью метода предварительного просмотра можно заранее определить, стоит читать текст основательно или нет, должны ли различные части текста прочитываться по-разному и т. д. Следует принимать во внимание и степень трудности текста, которая оценивается каждым по-разному, поскольку она зависит от уже имеющихся у читателей знаний и умений, а также и от плотности содержащейся в тексте информации.
Сжато представленное содержание текста понять намного труднее, чем его подробное изложение. Необходимо обращать внимание на условия, при которых осуществляется чтение. Из внутренних условий чтения особенно важно отношение читателя к тексту (например, читает он его с интересом или по необходимости) и его самочувствие (например, раздраженное состояние и усталость мешают понимать читаемый материал).
Большое влияние на чтение оказывают такие внешние условия, как освещенность, погода, шум и организация рабочего места. Все это должно учитываться в том случае, если мы хотим оптимально приспособить скорость своего чтения к читаемому материалу. Но что это значит — «оптимально приспособить»?
Основной принцип рационального чтения заключается в том, чтобы полностью использовать способность человека к пониманию содержания текста. Это значит, что текст нельзя читать ни слишком быстро, так как в этом случае степень понимания опускается ниже требуемого уровня, ни слишком медленно, поскольку при этом не полностью используются умственные способности, что влечет за собой уменьшение степени сосредоточенности и падение эффективности чтения. В обоих случаях чтение нерационально.