В интервью HBS Working Knowledge Мишель Антеби рассказал об основных принципах, на которых базируется модель «голосового молчания».
- В чем смысл концепции «голосового молчания»?
В некоторых организационных культурах вы не услышите прямых указаний от руководителей. Член организации остается один на один с решением, которое принимает. Но при этом он словно бы «слышит» издали шепот организации, которая подсказывает, какие действия правильные, а какие нет. Такая модель позволяет организациям в большей степени прививать, а не навязывать моральные нормы.
Когда исследователи начинали изучать этнографию Гарвардской бизнес-школы, то обратили внимание на то, что в ней относительно мало говорится о моральной составляющей учебной программы. Новые преподаватели получают подробные наставления о том, КАК надо преподавать, но им почти ничего не говорят о том, ЧТО надо преподавать, а тем более о том, какую моральную позицию следует отстаивать. Однако когда Мишель Антеби дал прочитать очерки своего труда коллегам, они нашли в описании повседневной деятельности школы немало невербальных сигналов, указывающих, какой линии нужно соблюдать. Вот тогда и появилась идея концепции «голосового молчания».
Например, организация, требующая от секьюрити проверять, не несут ли с собой посетители потенциальные угрозы ее безопасности, при этом не конкретизируя, какими именно могут быть риски, - является «молчаливой» по своей сути. Зато если такое «молчание» инкорпорировано в контекст, где невербальные знаки указывают, что может представлять угрозу безопасности, тогда это «голосовое молчание».
Но вернемся к примеру HBS. Авторы кейсов, которые используются в школе, воздерживаются от высказывания определенной нравственной позиции. Но при этом отмечают, что герои кейсов, попав в сложные обстоятельства, могут как победить, так и потерпеть поражение. Следовательно, предположение, что тот или иной результат в бизнесе зависит от личностного выбора человека, от его нравственной позиции - это «голосовой» элемент в контексте школы.