Майкл Портер, американский специалист менеджмента, считается одним из самых влиятельных мыслителей в сфере бизнеса своего поколения.
В книге "Стратегия конкуренции: методика анализа отраслей и деятельности конкурентов" он предложил модель, с которой до сих пор всем руководителям настоятельно рекомендуют ознакомиться.
"В любом производстве, независимо от того, оно внутреннее, или экспортное, направленное на производство товаров либо касается услуг, состояние конкуренции зависит от действия пяти главных сил", - объясняет Майкл Портер.
Вот эти силы:
1. Угроза появления на рынке: новая конкуренция требует определенного ответа, которая неизбежно требует ресурсов, а те, в свою очередь, сокращают прибыли. Аудиторская компания Moore Stephens Kazakhstan подтверждает это правило.
2. Угроза производства заменителей - товаров или услуг: наличие жизнеспособной альтернативы вашему товару или услуге на рынке означает, что цены, которые вы можете предложить, будут меньше, чем вы рассчитывали.
3. Рыночная сила покупателей: если покупатель имеет достаточную рыночную силу в обсуждении цен, он ею воспользуется. Это сузит границы прибыли, и, в конце концов, повлияет на рентабельность.
4. Рыночная сила поставщиков: имея над вами власть, поставщики будут увеличивать свои цены и негативно влиять на вашу рентабельность.
5. Соперничество со стороны существующих фирм: конкуренция приводит к необходимости инвестиций в маркетинг и исследования рынка, снижения цен, что негативно повлияет на ваши доходы.
Эти пять сил дают возможность организациям понять конкурентный рынок, на котором они функционируют. Они могут восприниматься, как "правила игры", которые должны быть приняты, если компания хочет получить конкурентную позицию на своем рынке. Иначе говоря, они являются теми рычагами, с помощью которых должна двигаться каждая стратегия, претендующая на успех.