Этот способ используется для анализа стратегических позиций отдельного бизнеса.
В течение 70-х годов несколько таких методов использовались для того, чтобы помочь компаниям классифицировать составляющие их бизнеса. Матрица, которую развила Бостонская консультативная группа (BCG), - самая известная.
В течение 60-х годов было модно разнообразить свою деятельность вхождением на новые рынки, чтобы обойти эффекты спада в имеющихся рынках, а также для внедрения новых альтернатив в уже разработанные области производства. Это приводит к значительному рассредоточению крупных централизованных компаний.
Впрочем, ряд произошедших потрясений мировой экономики, вместе с крупными нефтяными кризисами начала 70-х годов убедили компании, что жесткое централизованное планирование может быть опасным. Тогда компании начали осознавать, что их центральные офисы уже не являются "наиболее информированными".
Это привело к появлению нового подхода, когда конгломераты, объединявшие по несколько разноотраслевых подразделений, оказывали менеджерам, которые вели бизнес автономию. В этой новой модели центр рассматривался как банкир, который решал, куда инвестировать деньги, чтобы иметь наибольшую прибыль. Таким образом, это вызвало потребность в определенной категоризации составляющих бизнеса в его общем инвестиционном портфеле.
Бостонская матрица была одним из таких способов, который мог бы помочь в этом деле; предложили создать простую систему классификации инвестиционных решений, согласно будущим потенциалам конкретного бизнеса.
Также существуют совершенно другие концептуальные подходы. Компания "Royal Dutch Shell", например, взяв матрицу Бостонской консультативной группы (BCG), продвинулась еще на шаг вперед.
Другие матрицы
В последние годы на базе BCG создано еще несколько матриц. И теперь она не является монополистом.
Известна также "Коробка Роджера", которая предлагает гипотезы относительно того, как ответственные работника должны проводить свое время; матрица Ансофа и "менеджерская сетка" Блейка и Моунтона, которая открывает менеджерам два измерения - их отношение к людям и их отношение к завершению задач. И этот список бесконечен.
Продолжение следует...